Ссылка на 1 часть.
Середина девяностых была хорошим временем для танцевальных групп. Уже давно никого не смущали синтетические техно-песни на дискотеках. В мире дэнс-музыки полностью воцарилась электроника. Западные мировые хиты звучали даже на деревенских дискачах.
Наши продюсеры, снова пытаясь подражать Европе, охотно вставляли жесткие электронные биты и синты даже в композиции Пугачевой и Леонтьева. Самое подходящее время создать танцевальный проект мирового уровня. Получилось ли? Ответ вы узнаете в конце поста (для ЛЛ — нет).
Проект «Русский размер» стал популярен не сразу. Официально он существует с 1991 года, но никак, кроме выступлений на площадках в Питере, себя сперва не проявил. Как часто было в 90-х, причина была банальна — деньги.
Двое парней, Дмитрий Копотилов и Виктор Бондарюк, были знакомы давно. Вместе они играли в небольшой группе еще у себя на родине, в Казахстане, в городе Кустанай. Первым покорять северную столицу поехал Дмитрий. Он вез с собой целых 10 песен, большинство из которых написал в армии. Ничего быстро не получилось, но в следующие три года Дмитрий успел поработать продавцом сувениров на Невском, жениться и сколотить таки группу, которая называлась «Капитан Купер». Надо сказать, даже не единственную, но этот проект был самым успешным, они смогли выпустить 1 альбом. Кстати на клавишных и саксофоне там играл Павел Кашин, в последствии известный музыкант.
Проект быстро себя изжил и стал разваливаться на глазах. Неожиданное подкрепление пришло с родины. В Казахстане Дмитрий случайно встретил своего давнего приятеля Виктора и свежие творческие идеи закипели. Появилась мысль попробовать себя на новой волне электронного звучания. Виктор перебирается в Питер и тоже становится участником «Капитана Купера». Денег нет совсем, песни на студии "Леннаучфильм" записываются в долг. Редкие, почти бесплатные концерты по разным ДК и дискотекам не приносят особого удовольствия. Вскоре двое друзей остаются единственными участниками проекта. Их первый директор Сергей Черных говорит прямо: «Денег нет, но вы держитесь. Плохо даже не это, а то, что хороших песен нет.»
Именно в это время и рождается их главный хит — «Ю-А-Ю». Первый вариант текста был про Америку и в последствии сильно изменился. Почему «Ю-А-Ю»? Потому что! Не смогли придумать ничего другого, чтобы заполнить припев. Вдохновленные удачной песней и записью на студии (конечно же снова в долг) ребята решают заодно и сделать ребрендинг. Бывший кумир — Элис Купер, сюда уже как-то не подходит. Но придумать новое название оказалось сложнее, чем написать несколько песен… В итоге долгого мозгового штурма они… не придумывают ничего.
Удачное, цепкое название — «Русский размер» приходит в голову Дмитрию на родине. Дома и стены помогают. Кстати город детства помог им снова и в гораздо большей степени.
Друзья встречаются в Питере со своим земляком, бизнесменом Сергеем Кузьмичь (такая необычная фамилия). Тот поддается на их уговоры стать продюсером-спонсором. Он как раз имеет очень приличную сумму денег и ищет хорошее им применение. Что это была за сумма и откуда она взялась у бизнесмена в небольшом городке, остается загадкой. Но на эти деньги, в марте 1993 года, в СКК «Юбилейный» организовывается огромный концерт, в котором работают многие отечественные звезды первой величины: Аркадий Укупник, Лада-денс, Наталья Ветлицкая, На-На, Вадим Казаченко, Рома Жуков и много других. Ведущий — Игорь Селиверстов. Круче в то время бывали только концерты, собираемые у А. Пугачевой. Чтобы сделать хороший промоушен парням, мероприятие называют: «Русский размер собирает друзей».
Все проходит на ура и хоть звездами ребята еще не становятся, но, наконец-то у проекта появляются деньги на запись своего альбома в хорошей студии и не в долг, как обычно. Между прочим они знакомятся с саунд-продюсером Вадимом Володиным, который работал со многими музыкантами первой величины и в том числе с мега популярным «Кар-мэн». Техно-звучание нового альбома теперь уже даже не обсуждается — это единственный путь.
Был ли их первый альбом «Ю-А-Ю» 1995 года хитовым? Конечно! Был ли он прорывным, продвинувшим русский евродэнс на новую высоту? Сложно сказать… Конечно это было отличное звучание техно, настоящие «наши» электронные танцевальные хиты, вслед за «Кар-мэн», ворвавшимися на танцполы всей страны. Но меня до сих пор не покидает ощущение, что они немного... не дотянули. Нет, конечно они очень быстро стали известными артистами, собирали огромные концертные площадки по всей стране и продали вагоны дисков. Но я, пишущий про них через 25 лет, всегда пытаюсь отследить какую-то глобальную линию, первопричину. Найти некую закономерность явлений. Которой на самом деле нет и быть не может конечно. =) Вот, казалось бы все звезды сошлись, чтобы получился танцевальный проект мирового уровня, но снова не то пальто. Это просто супер отличный продукт, но… все это уже было, причем относительно давно. В Европе классический евродэнс постепенно уходит на второй план, из андерграунда прямиком в мейнстрим и первые места чартов выходит рейв-движение. Мы снова вынуждены «догонять».
Так что с альбомом? С ним все отлично, ребята и Вадим Володин молодцы! Актуальное и вполне европейское звучание наполняет все треки, среди которых, кроме «Ю-А-Ю — Бэтман» есть еще 2-3 трека, которые тоже обречены на успех. Как и с «Кар-Мэн», легко прослеживаются параллели с 2 Unlimited, U96, а так же присутствуют несколько трендовых фишек. Для женского вокала приглашают молодую певицу Анжелу Кузнецову. Забавно выделяется текстом один трек. Немецкие голоса и вокал: «Айн — цвайн, айн — цвайн, марширует по планете звездный полицай!» Для современного слушателя это может показаться какой-то провокацией, но на самом деле это всего лишь аллюзия на суперпопулярный тогда дойч-проект Mo-Do.
Одним словом группа наконец-то успеха достигает. Гастроли, клипы, продажи, СМИ — все теперь есть в избытке и можно уверенно двигаться дальше. 1995 год становиться пожалуй самым взрывным в их карьере.
В одном городе, в гримерке, они знакомятся с интересным парнем, музыкантом, который тоже гастролирует. Он прославился тем, что поет на разные голоса и даже фальшивым густым хриплым басом. Его странный хит «Я убью тебя лодочник» звучит на каждом углу. Так начинается удачное сотрудничество и рождается на свет один из самых веселых проектов тех лет: «Русский размер и профессор Лебединский». Ребята отрываются по полной! Сейчас такое невозможно в принципе, но тогда у них получился 100% народный танцевальный продукт. Уже в конце 1995 года они выпускают совместную пластинку «Давай-давай», которая стала на время хитовее всех хитовых хитов.
Что там такого? Это убийственное комбо из трех составляющих! Они совершенно не стесняясь авторских прав и того, что на них могут как-то затаить обиду, берут и делают юморные каверы на популярные недавние и не очень хиты. «Ля-Ля-Фа», «Лимбо», «Синий иней» и другие. Создают потрясные, актуальные на тот момент, танцевальные аранжировки и вишенкой на торте — стебный вокал Лебединского, который рассмешит любого! «Мы достали наконец, малосольный огурец. Потом взяли водочки, сели на пригорочке» — ну разве не мило? =) Клубная молодежь, любители танцевальной музыки и простые люди — всех смогла зацепить эта пластинка! Ну а как иначе? Отличная дискотечная музыка для ног и ушей, хорошо знакомые мотивы и слова, которые можно петь — но не просто петь, а смешно, стебно переделанные! Их треки звучат из каждого утюга.
Раскрутке, на первом этапе, помогло снова удачное знакомство — ребята дают промо альбома новому приятелю, ди джею Питерской радиостанции «Модерн», Дмитрию Нагиеву. И буквально через пару дней их знает весь Питер, через неделю вся Москва, а через месяц уже вся страна. На долгих два года совместный проект не вылазит из гастролей. Если кто-то еще находится, кто не слышал о этих двух коллективах, то теперь можно смело утверждать, что их не слышал только глухой. Еще долго потом, когда они прекратили плотное сотрудничество, на концертах «Русского размера» им кричали из толпы: «Где профессор?». Кстати иногда у них на разогреве выступали «Руки вверх», «Иванушки international», «Отпетые мошенники».
Алексей Лебединский, музыкант с большим опытом, аранжировщик, автор песен, специалист по сведению, работавший с М. Леонидовым и М. Боярским, а также на телевидении, имеет собственную студию и большую часть аранжировок делает сам. Ребята из «Размера» тоже прокачиваются в навыках студийной работы и вскоре каждый из них собирает по собственной студии. Это очень помогает в творчестве. Часть материала записана в Германии и опытный меломан даже сможет отличить это. На некоторых треках заметна спешка в сведении, не хватает проработанности аранжировок и даже иногда качества микрофона. Но это совсем не важно. В интервью ребята не стесняются и признаются, что все делается левой пяткой за 5 минут. Врут конечно =) Если кому интересно — найдите выпуск программы «Акулы пера» 1997 года. Там они рассказывают еще много интересных вещей.
В конце 1996 года «Русский размер» выпускает свою самую недооцененную пластинку «Мяу». На обложке кислотного цвета в уголке гордо значится — «Rave project». Не желая отставать от мировых трендов они делают серьезную попытку создать альбом, достойных немецких клубов и фестивалей. Вполне себе стильное и в меру строгое звучание techno, acid trance, house составляют почти все композиции. В глубокий андеграунд не лезут, но и «попсовости» не допускают. Сложные электронные синты и сэмплы, актуальные европейские биты и другие аутентичные звучания. Вместо полноценного вокала — как и положено в трансе, странные голосовые фразовые нарезки. «Человек собаке друг», «Ехал грека через реку», «В небе Покрышкин». Кстати может быть кто-нибудь знает, что за музыкальную тему они использовали в треке «Мяу»? Что-то явно заимствованное и очень знакомое.
Пластинка успехом не пользуется. Слишком неформатно получилось. Возможно народ ждал от них «Давай-давай-2» или хотя бы новое «Ю-А-Ю», а в альбоме нет ничего похожего в принципе. Если рассматривать этот продукт с точки зрения маркетинга — то провал полный. Целились в определенную ЦА, но не попали =) До запада было сильно далековато, а русские рэйверы предпочитали как раз нативные проекты, европейские то есть. И даже узкая прослойка меломанов, которая ценила отечественных «Радиотранс» и Arrival, не нашла за что там зацепиться. Никакой особой компании по раскрутке они тоже, насколько я знаю, не проводили. Может быть в столицах было по-иному, но у меня в глубинке, кроме как из своего магнитофона я этих треков не слышал нигде. Ни тогда, ни после, а жаль.
Ребята продолжают много работать, в 1998 году выпускают отличный альбом «Танцуем?», две песни из которого — «Вот так» и «Лети» становятся большими хитами. Для женского вокала, которого кстати очень мало, поискать еще надо, приглашается молодая певица Ева Польна. Она невероятно прославиться немного позже, но в другом проекте.
1999 год — снова успех, трек из альбома «650», «Ангел дня» занимает первое место сразу в нескольких русских чартах.
В своей работе продюсеры больше не совершают маркетинговых ошибок. Отслеживая мировые танцевальные тренды, оглядываясь на русский менталитет, они делают новые треки «ровно и аккуратно». Больше интересной лирики, больше души и красивых клипов, а как следствие — коммерческий успех. Но экспериментов заметно меньше. А именно о тех, кто не побоялся и сделал, кто искал и нашел, кто шел своим тернистым путем — именно о тех и хочется писать. Те деньги, что были заработаны 20 лет назад, уже давно потрачены, а то что осталось, по мне так, извините — сироп с ванилью.
Новый век приносит как и творческие успехи, так и проблемы. Недовольство между старыми приятелями растет. По словам Дмитрия Копотилова, его коллега, партнер, компаньон и друг Виктор — халявит. Все меньше принимает участие в работе, новых идей и помощи от него давно нет, куча всяких давних обид и упреков начинает серьезно разваливать слаженный тандем. На самом деле это началось не вчера, а еще во времена совместного проекта с Лебединским. В приватном разговоре, они серьезно якобы, обсуждали идею от Виктора, как от бесполезного балласта, избавиться. «Скрипач не нужен». Так ли это, мы доподлинно не узнаем, но это и не важно. Вскоре Виктор Бондарюк навсегда уходит из проекта.
«Русский размер» в новом составе успешно существует и сейчас. После долгих разбирательств, судов, ругани, после скандалов с дележом песен, после фейковых концертов «Размера» и много чего еще неприятного, каждый остался при своем. Виктор создал «Размер project» в котором вполне успешно существует, сочиняет песни и пишет музыку по сей день. Традиционно желаю им обоим творческих успехов. Мировыми звездами они тоже пока не стали, хотя попытки были очень хорошие. Но в историю русской танцевальной музыки они уже вписаны заглавными буквами.
«Джимми Джи и Мистер Босс» занимает в картине музыкального мира особое место. Еще бы! Это единственная настоящая русская рагга-стайл евродэнс группа. Не долго побыв на первых строчках хит-парадов, она все равно заняла прочное место в сердцах меломанов 90-х.
К сожалению информации о них оказалось чрезвычайно мало. Все статьи — это просто общие слова и домыслы. Реальных, старых интервью не удалось найти ни одного. Я даже пересмотрел древние выпуски программы «Музобоз», чтобы узнать хоть что-то. По крупицам собранная информация может содержать досадные неточности и отголоски слухов. Остались даже неизвестными настоящие имена артистов или например, куда делся и чем занимается сейчас мистер Босс. Во всяком случае мне найти не удалось, хоть в Сирию езжай.
Итак, примерно в 1991 году, бедный, двадцатилетний студент университета Дружбы Народов Джимми Джи, гражданин Серра-Леоне (или возможно на тот момент Англии), тусовался со своим другом Дмитрием Алексеевым по ночным клубам Москвы. Занятие это было весьма веселое но тяжелое для здоровья, так что на учебу совсем не оставалось времени. Зато на вечеринках они преуспели и даже создали некий шоу-дэнс коллектив, который успешно приманивал к себе красивых девушек в ночных клубах, зажигательными танцами хип-хоп. Через какое-то время к ним примкнул мистер Босс, тоже студент, уроженец Сирии, с яркой представительной внешностью. Джимми Джи, кроме танцев, обладал талантом чтения речитативов и показал себя как искусный MC. Он бодро выдавал речевки собственного сочинения на русском, английском или даже вообще на несуществующем языке. Под какую музыку это происходило, к сожалению мы уже не узнаем.
В какой-то момент Дмитрий решил, что они доросли до более крутых мероприятий и подал заявку выступить на «Игорь'С Поп-Шоу», которое вел небезызвестный Игорь Селиверстов. Им отказали, но Дмитрий не сдался и проявив организаторский талант вышел на самих продюсеров концерта. Он смог их убедить выпустить его небольшой коллектив на сцену. Кстати сказать примерно в это же время он сам на сцену уже и не выходил, везде представлялся директором, а Джимми и Босс справлялись там неплохо без него.
Концерт тот был примерно в 1992 году в Питере и после этого наш безымянный «шоу-балет» моментально стал локальной звездой. Своим необычным выступлением они зажгли так, что народ на танцах тапки терял. Некоторые даже думали, увидев черного, что это «Доктор Албан» или «Эм Си Хаммер» какой-нибудь. После тусовки проекту предложили гастролировать по столичным клубам, что ребята охотно и стали осуществлять.
Примерно в это время на них вышел их будущий главный музыкальный продюсер, друг и брат — Алексей Первушин. Он уже немного устал от своего детища «Теле-поп-шоу» и хотел сделать какой-нибудь прорыв. А тут такие ребята! Мечта сделать евро-рагга-дэнс проект европейского уровня, с такими козырями, стала казаться вполне осуществимой. Дуэт принимают под крыло «Теле-поп-шоу». Что сталось с Дмитрием Алексеевым — остается за кадром.
Первый записанный трек «Red Machine» рвал любую Московскую дискотеку в клочья! И пусть музыка подозрительно сильно напоминала Snap «Believe In It», кого это тогда волновало? Все делалось быстро, «на коленке», не успели даже записать вокал Джимми Джи, но он не расстроился и всегда читал свой заводной рэп вживую, раз от раза меняя слова и сочиняя на ходу.
Следующий трек «Техно-секс», с жесткими синтами как у 2 Unlimited, точно так же был очень популярен и поднимал статус группы все выше и выше.
Но чего-то не хватает. Разве может быть евродэнс без женского вокала? Следующий трек «Ravetime» записывается совместно с Юлией Фроловой, певицей «Ю-ла». О ней не лишним будет сказать пару слов. Эта замечательная девушка в группе уже давно, еще до 90х она успела побыть солисткой одной рок-команды. Она пишет свои песни, танцует как богиня, принимает участие в создании музыки и вскоре, кстати сказать, Алексей организовывает для нее отдельный проект.
Вообще это даже и не коллектив, а целая тусовка. Надо понимать, что когда мы говорим «Джимми Джи и мистер Босс», то подразумеваем бэк-вокалистку Юлию. Когда говорим «Ю-ла», то помним про второй и бэк-вокал, в лице Джимми и Босса. А все вместе они в «Теле-Поп-Шоу», которое еще тоже существует в каком-то виде и гастролирует. Плюс ко всему они сотрудничают со многими другими музыкантами, например с Романом Рябцевым («Технология»). И дирижирует всем этим «оркестром» Алексей Первушин, который сам, можно сказать, родом из советского ВИА. Такой вот компот.
Популярность группы росла как на дрожжах, редкое значимое танцевальное мероприятие в столице проходило без их участия. Они стали званными гостями на любой дискотеке, фестивале, тусовке. Постоянно выступали на разогреве у импортных звезд eurodance, таких например как: Haddaway, 2 Unlimited, E-Type. А икона стиля — Masterboy, в лице фронтмена Томми Шлее, в интервью Музобозу очень хвалил «этих крутых ребят поющих про "ходил налево, ходил направо». Их ждет большое будущее!». Словом, такой отзыв что нибудь да стоит.
«Джимми Джи и мистер Босс» — проект исключительно клубный, кроме Москвы и Питера их мало где знают. Однако все неожиданно меняется. Что это было, случайность или долгосрочный коммерческий план Алексея? — это мы не узнаем, но факт остается таковым. В 1996 году вкладываются деньги в съемку клипа на их новый сингл «Давай подвигай попой». А вскоре выпускается и полноценная пластинка «Хадил далико, но ни нашол вуман…», которая состоит из треков, накопленных за последние 3-4 года и некоторых новых.
Вот оно. Это и есть единственный полноценный настоящий русский рагга евродэнс альбом. Запятые расставьте сами как хотите. =)
Сказать, что он моментально стал популярным — чуток приувеличить, никакого особого взрыва не было. Но наконец-то всероссийский (и не только!) успех состоялся. Про наших цветных ребят узнали все, а призыв подвигать поясничным отделом позвоночника постепенно стал слышен на любой дискотеке от Москвы до самых до окраин.
Альбом очень позитивный! Послушав его сейчас, я полюбил эти веселые разношерстные песенки ещё больше! Музыка, с качественным закосом под Snap, 740 boyz и много кого ещё, отлично зашла для всех танцующих. А русский тру рагга вокал доставлял не хуже, чем какие-нибудь Reel 2 Real. Ну когда ещё такое было? Никогда.
В 1998 году ребята приезжали с концертом в мой город. На концерте я не был, но слушал интервью, состоявшееся на местной музыкальной радиостанции. Когда ведущий предложил слушателям звонить в прямой эфир и задавать вопросы гостям… никто не позвонил! Это странно, но все логично. Мода ушла, популярность поутихла, тренды сменились. Уже другие звучания наполняли радиоэфир и дискотеки, другие имена крутились у всех на устах и наши герои постепенно стали забываться. Тем более что продюсер не стал проект развивать дальше. Треков и альбомов новых не было, клипов или больших концертов соответственно тоже.
В 1999 году ребята уехали из страны. Виза закончилась. По слухам их даже никто не провожал.
Конечно не все так грустно, на самом деле может быть все было не так. Есть популярный миф что Джимми Джи стал выступать под новым псевдонимом — Пьер Нарцисс. Но это конечно полная ерунда. Он живет сейчас в Лондоне, занимается продюсированием, диджеингом и несколько раз приезжал в Россию, выступал на различных фестивалях и ретро-дискотеках. С Алексеем по-прежнему сотрудничает и возможно что-нибудь еще и запишет.
Сам Первушин тоже не бедствует, имеет свой небольшой продюсерский центр и какой-то бизнес. Ещё он успешно сотрудничает с другими музыкантами и раскручивает различные проекты. Но повторить свой успех ему пожалуй не удалось. Юлия Фролова тоже давно занимается сольной карьерой, поучаствовала во многих коллективах и продолжает выступать на сцене и сейчас. Одним словом, хоть время и идет неумолимо, меняются тренды и кумиры, но пока из наших колонок бубнят песни давних лет, мы знаем — все было не зря. Нам есть что слушать с удовольствием больше, чем тем кому нет двадцати.
Меня очень огорчает такое жесткое ограничение по тексту на Пикабу, в пост не поместилось даже и половины из запланированного. А всю вторую часть 1994-1997 годов придется вообще разбить наверное на 4 поста. Но тем интересней! =)
Читайте в следующем посте, который будет очень скоро: “Ди Бронкс и Натали” и другие!