Ответ на пост «События в Алма-Ате. Взгляд из эпицентра»

За всеми беспорядками в городе действительно стоят террористы из ближнего зарубежья.

Думаю, ради этой фразы всё остальное и придумывалось. Стоит ждать кучу таких историй (якобы от очевидцев, но с одной и той же главной мыслью). Или даже ещё круче, наподобие этой (можно найти в корневом посте, в комментах):

Одна из моих подруг живёт недалеко от РВД, Воинской части. В одном-двух кварталах, и что самое главное в доме напротив ее дома располагался оружейный магазинчик, поэтому толпа пошла именно через ее улицу. Она могла все видеть вначале из двора, а потом из своих окон. Она говорит, что толпа не шла и не громила всё бездумно, как это следовало бы ожидать. Был координатор в красной куртке. Только те объекты, куда он указывал, туда те объекты и начинала громить толпа. ... Все нападавшие были в капюшонах и масках(типа медицинских и типа шейных платков, которыми прикрывали лицо). Так вот, во время того, как они опрокидывали этот военный грузовик, образовалась давка, сумятица и с нескольких людей (человек с 5-ти) послетали маски и там не было ни одного казаха! Я ее спрашиваю, а кто же? Она говорит: "Арабы, или может быть иранцы". Я спрашиваю: "Ты уверена?". Она: "Я видела это своими глазами, я уверена на 200%"
Главная линия казахской (а вслед за ними - и нашей) гос. пропаганды - "это были террористы!" Потому что ключевая идея "народ не мог взяться за оружие, ни за что и никогда! Народ все устраивает, они шикарно живут, власть любят, никаких изменений не хотят! Выступить против власти могли только террористы! Ну, может ещё сумасшедшие...."
Признать, что это могли быть собственные граждане, доведенные до отчаяния - значит признать и серьезные проблемы в стране, которые вызвали бунт. Придется что-то предпринимать. А кроме того - это создает опасный прецедент прямого влияния масс на политику. А "уважаемые люди" такого не любят. Это создает риск, что их подвинут с насиженных мест во власти. В этом плане наши и казахские власти абсолютно солидарны.
Показать полностью

События в Алма-Ате. Взгляд из эпицентра

Привет, Пикабу! Меня зовут Айбек, хочу поделиться своим рассказом о том, что происходило в городе в эти дни.

Основные причины две:
1) Живу я на Сейфуллина-Шевченко, то есть буквально в центре города, почти по соседству с Новой площадью, акиматом и другими основными местами столкновений;
2) Беглый просмотр новостных лент и сторис зарубежных знакомых, которые пытались освещать события, укрепили мое ощущение в непонимании того, что действительно разворачивается в Алма-Ате.
Небольшой оффтоп – редакции «Лентача» огромный респект за оперативную публикацию медиаматериалов, что особенно было заметно в первую ночь, когда на четыре часа дали доступ в интернет. Но их закавыченные «террористы» стали последней каплей.
Итак, буду повествовать в жанре репортажа, дабы потешить свое журналистское прошлое:

3 января
Первые отголоски митингов в Мангыстауской области. Алма-Ата чувствует волнения в других регионах страны только тогда, когда в центре города блокируется интернет из-за выхода мирных демонстрантов. Мы пришли на обед в один из паназиатских ресторанов, оплата по POS терминалу недоступна. «Снова глушат», - становится понятно мне, а в голове мысль о том, как бы эта блокировка не переросла во что-то большее и не помешала планам на вечер (у нас с друзьями традиция раз в полгода собираться на «Ночи третьих героев»).

4 января
Снова блокировка мобильного интернета и первые новости о задержанных митингующих. В целом, вновь довольно известная для города история – дежурные протестующие, дежурные задержания. В зависимости от тех, кого задержали и насколько грубо это было сделано, они имеют разный резонанс, но редко перерастают во что-то массовое и, тем более, разрушительное.

5 января
Первый рабочий день после праздников. В новостной ленте – сообщения о задержаниях по всей стране, в Алма-Ате интернет по-прежнему доступен либо частично, либо через VPN. Впрочем, до обеда это нисколько работе не мешает. И вот в этот момент начинаются по-настоящему грандиозные шествия. Мимо дома, в одночасье с новостью о том, что митингующие штурмуют акимат (здание городского правительства), шагает колонна людей. Зрение позволяет увидеть, что в толпе преимущественно мужчины – разворачивают едущие навстречу машины, скандируют «Алга, Казахстан» («Вперед, Казахстан»). Пока ни намека на погромы и агрессию, но уже становится тревожно.
Пока еще есть интернет, удается узнать, что акимат взят – приходят первые фотографии с горящим зданием и видео столкновений. Уже через пару дней через соседей удастся посмотреть запись, сделанную на том самом перекрестке, который видел я, но только с высотки через дорогу – столкновения военных и вооруженных людей, в результате которых подстрелили одного из полицейских.
В этот день впервые пропал и домашний интернет. Весь вечер в информационном вакууме – было непривычно, но пока еще не беспокойно. Тревожнее стало, когда в полночь интернет вернулся и стало понятно – «взят» не только акимат, но и несколько управлений полиции, резиденция президента, аэропорт. Первые обращения по радио о том, что людей просят не выходить на улицы и даже не подходить к окнам, если слышны взрывы и выстрелы. А они слышны буквально каждые пять минут.

6 января
Проспал. Хотел с утра сходить в магазин, ибо закралось чувство, что начнется паника, схожая с той, что захватила город в первые дни пандемии. Большая часть магазинов и заведений возле дома уже не работает, а две кассы в ближайшем супермаркете явно не справляются с очередью – с полок моментально смели хлеб, муку, гречку. К моему удивлению еще и кошачий корм на пару с чипсами. Терминалы и переводы не работают, люди едва ли не ругаются за право снять из ближайшего банкомата нужную сумму денег. Нас спасло то, что с праздника сына осталось много подаренной налички – теперь я должен вернуть ему их с процентами.
Днем мимо дома в нижнюю часть города направилась группа людей с флагами и арматурами наперевес. Некоторые были на машинах без номеров. Шли очень громко, судя по всему после этой «волны» наш квартал и остался полуразрушенным. Перевернутые мусорки, разбитые витрины, вырванные из облицовки зданий банкоматы. Повезло тем владельцам авто, кто успел спрятать свои машины внутрь дворов, не повезло каршерингам, чьи машины остались на растерзание вандалам.
Все время проводим дома втроем с супругой и сыном. Благо, спасают Blu-ray издание «Гарри Поттера» и игры в прятки в квартире. Хлопки от гранат и очереди из оружия раздаются все так же часто, иногда – пугающе близко, будто бы во дворе. Прогуляться с собакой в первые два дня позволял себе только внутри двора – Рауди был недоволен, но свалившийся на улицы туман вкупе с устрашающей тишиной не позволял прогуляться даже до ближайшего перекрестка.

7 января
С утра – очередной поход в неприступный магазин, в одиночку продолжающий службу. Теперь уже не столько за чем-то необходимым, сколько за небольшими радостями для жены и ребенка. Без возможности погулять на улице или посмотреть любимые мультфильмы сын немного приуныл – затеяли перестановку в его комнате, чтобы как-то его занять и отвлечься самим.
Внимательно слушаем радио, говорят, что основные стратегические объекты отбиты, но локальные погони и перестрелки продолжаются. Мы это чувствуем в том числе и по огнестрельным залпам, которые стали реже, но пока еще не утихли. Самое страшное, что к этим звукам привыкаешь.
Вечерняя прогулка с собакой ознаменовалась первым полноценным выходом за периметр двора, но едва не закончилась плачевно – уже поднимаясь в подъезде звонит любимая и говорит, что под окнами кто-то стреляет. Забегаю домой.
Но до текущего момента это пока последние выстрелы, которые мы слышали. Следующая ночь и весь день восьмого января в районе тихо, люди потянулись живьем оценивать последствия действий погромщиков и мародеров.

8 января
Вчера вечером открыли доступ к новостным порталам. Как глоток воздуха – и пускай многое ты уже слышал по радио, ощущение приятное. Наутро впервые включили местные каналы (хотя здесь, судя по всему, многое зависело от оператора) – сын внимательно наблюдает за кадрами разоренного и сожженного акимата, просит папу больше не выходить на улицу.
Днем на один час включили мобильный интернет, пока ограничившись только доступом в соцсети. Передаю привет алматинским друзьям в Москву и Тбилиси – их матери остались здесь, стараюсь удерживать с ними постоянную телефонную связь.
Вечером включили сирену – как напоминание о том, что в скором времени все должны укрыться по домам. На улице действительно пугающе пусто – скрежет когтей Рауди рассекает пространство на кварталы вперед. Вдалеке пролетает полицейская машина с мигалками, на балконах соседи активно спорят о том, когда ограничения снимут. Судя по всему, придется подождать – перед сном снова появляются новости о перемещениях группировок по городу.

9 января
Типичное утро воскресенья. Непредвиденно ранний подъем, основательный завтрак, планы сходить в магазин. Благо их все больше открывается по городу, к ним добавляются аптеки, пекарни и, поговаривают, даже продовольственные рынки. Весь день посвятил попыткам подключиться к прокси-серверам в телеграмме и чтению Ремарка.

10 января
К началу рабочего дня включили интернет. Судя по информации, ровно до обеда. Третий день без взрывов и выстрелов за окнами.

А теперь мои основные мысли, тезисно:
1) Все начиналось действительно с мирного митинга в Алматы. Но он – вечером четвертого января – завершился и все, что происходило после, не носило никакого мирного характера. Более того, самих митингующих в одной из локаций ограбили те, кто вовремя сориентировался и под видом протестующих начал беспорядки;
2) За всеми беспорядками в городе действительно стоят террористы из ближнего зарубежья. По тому, как все было организовано и сколько людей принимало в этом участие – это однозначно так. Ибо обычные протестующие в Алма-Ате – это актив из нескольких десятков человек, которые по большей части безобидны и, самое главное, с которыми легко справляются локальные полицейские силы;
3) Мародерством и разрушением города занимались казахстанцы. Да, загнанные за черту бедности бывшим и нынешним руководством страны. Да, незнакомые с возможностью отказаться от халявы и наживы. Да, ввиду отсутствия образования и полной безнаказанности. Но все-таки казахстанцы. Потому что террористам это было неинтересно и не нужно.

«Ну или как-то так» (с)
Как только появится интернет, опубликую этот текст. В комментариях по возможности буду отвечать на вопросы.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!