Ответ на пост «Парусная революция 15 века. Идеальный рецепт парусного вооружения. Зачем нужен был парус-"носовой платок" на носу?»

Уважаемый Автор, у вас недоработка.

Парус для манёвров лишь одна из функций блинда. Второй, и как бы не более важной была функция штормового паруса.

Небольшой размер и низкое расположение - на уровне палубы, иле даже ниже - позволяли делать блинд намного толще и, соответственно, прочнее парусов на основных мачтах, не рискуя нарушить остойчивость парусника. Достаточно толстым и прочным, чтобы даже ураган не мог его разорвать. Вынесенный вперёд на бушприте блинд надёжно удерживал парусник кормой к ветру и волнам, не позволяя им развернуть и опрокинуть его, или разбить борт, а так же сообщал скорость, ослабляющую удары волн в корму.

Парусная революция 15 века. Идеальный рецепт парусного вооружения. Зачем нужен был парус-"носовой платок" на носу?

Привет! Меня зовут Colt и я пишу посты на яхтенную тематику.

Продолжим про историю паруса.

Парусная революция 15 века. Идеальный рецепт парусного вооружения. Зачем нужен был парус-"носовой платок" на носу? Парусник, История, Как это сделано, Яхта, Море, Отдых, Длиннопост

В прошлый раз, мы говорили о первой революции в парусном деле- появлении в 9 веке косого паруса. Это дало судам возможность ходить против ветра. Сегодня предлагаю поговорить о следующем "рывке" в эволюции парусных кораблей, позволившем кораблям выходить в океан.

Идея косого паруса оказалось удачной и до XIV века европейские воды бороздили только суда с одной мачтой и одним парусом на этой мачте. Никаких многомачтовых и многопарусных судов ещё не было. Конструктивно эти суда почти ничем не отличались от ладьи викингов. При этом тоннаж судов подходил к цифрам 50-100 тонн.


Но вот за первую половину 15 века в парусном вооружении и в судостроении вообще происходит настоящая революция. Зарождается классический трёхмачтовый корабль, который потом совершенствуется в частностях и деталях и доживет до Крымской войны 1853–1856 годов. Эта революция совпадает с началом эпохи великих географических открытий: далёкие путешествия были невозможны без усовершенствования корабля.

Вообще идея добавить еще понятна. Для них можно "воткнуть" дополнительную мачту и спокойно плыть. Однако с 15 века суда начинают массово строить именно с тремя мачтами, а практика как известно –критерий истины

Так почему именно с тремя мачтами?

Когда переделывали одномачтовое судно, добавляя лишь одну мачту (спереди или сзади), судно получалось трудно управляемым.

Если дополнительная мачта ставилась спереди, судно становилась слишком неповоротливым, если сзади — слишком рыскливым, то есть плохо удерживалось на курсе.

Чтобы получить сбалансированное парусное судно (чтобы точка приложения усилия к судну после увеличения количества мачт не менялась) нужно было иметь именно три мачты.

Парусная революция 15 века. Идеальный рецепт парусного вооружения. Зачем нужен был парус-"носовой платок" на носу? Парусник, История, Как это сделано, Яхта, Море, Отдых, Длиннопост

Посмотрите на трёхмачтовый ганзейский когг 15 века — если мы уберём переднюю и заднюю мачты, то мы увидим типичное судно 9 века.


Еще бОльшее количество мачт было неудобным — суда были ещё довольно маленькие. И хотя в 16 веке были эксперименты с четвёртой мачтой, это так называемая бонавентур-мачта, которая стояла на самом кормовом срезе, но к 17 веку она исчезла.

На каждой из мачт вначале появилось по одному парусу. Потом стали делать дополнительные паруса сверху, и уже в XVI веке нормой было три паруса на грот-мачте (центральной), два–три на фок-мачте (передней) и два паруса на бизань-мачте (задней).

Парусная революция 15 века. Идеальный рецепт парусного вооружения. Зачем нужен был парус-"носовой платок" на носу? Парусник, История, Как это сделано, Яхта, Море, Отдых, Длиннопост

Почему несколько рядов парусов?

В силу природных закономерностей ветер на высоте 20–30 метров над уровнем моря дует сильнее, чем непосредственно над поверхностью. Поэтому паруса второго яруса (марселя) являлись наиболее ходовыми (зачастую ходили только под марселями, а нижние паруса не ставили вовсе).


Паруса делались из парусины разной толщины, причём разница была существенной. Нижние паруса делались из парусины плотностью примерно 800—1000 г/м2 (если переводить это в современные единицы) а среднего яруса паруса были плотностью 500—700 г/м2, а верхние около 300.

Для понимания –плотность брезента 450 г/м2


Паруса были очень тяжёлыми. Вес  паруса большого линейного корабля мог быть несколько сот килограммов только одной парусины, не считая рея и тросов. Поэтому, кстати, парусные суда 16-17I века не соответствуют современным требованиям к остойчивости –ведь весомая часть массы находится наверху.

Как пример, современная копия известного фрегата «Штандарт», первого фрегата Балтийского флота, не имеет регистрации в российском морском регистре. Опрокидывание парусных судов происходило регулярно, например, когда налетал шквал и не успевали убрать паруса

Парусная революция 15 века. Идеальный рецепт парусного вооружения. Зачем нужен был парус-"носовой платок" на носу? Парусник, История, Как это сделано, Яхта, Море, Отдых, Длиннопост

Понимаете теперь какая картинка более достоверна?


Также постепенно появляется бушприт — наклонная мачта на носу судна.

Зачем он нужен?

Мачты надо было жестко зафиксировать и растянуть веревками относительно судна. Причем получалось, что все мачты связаны между собой для создания единой жесткой конструкции. С боков они крепились к бортам, сзади к корме, а вот спереди точку крепления пришлось вынести вперед для надежности.

Так появилась торчащая вперед мачта –бушприт. Именно на него шли передние оттяжки (штаги) мачт.

Парусная революция 15 века. Идеальный рецепт парусного вооружения. Зачем нужен был парус-"носовой платок" на носу? Парусник, История, Как это сделано, Яхта, Море, Отдых, Длиннопост

На переднем плане рей с парусом на закрепленный на бушприте


Кстати, именно поэтому повреждение фок-мачты в бою для парусного корабля было чрезвычайно опасно, потому что это сразу же уничтожало возможность поставить паруса на бушприте, и кроме того это сразу же резко ослабляло грот-мачту, потому что передние оттяжки верхней части грот-мачты крепились на определённых частях фок-мачты.

И вообще падение одной мачты сразу же делало остальное парусное вооружение ущербным.

Итак, к концу 15 века корабль резко изменился внешне — и парусное вооружение, и конструкция корпуса.

Добавьте появление привычной нам лопасти руля на корме судна (вместо рулевого весла) и появление киля в нижней части судна и получите рецепт судна на ближайшие 4 века. Водоизмещение судов подползло к 400 тоннам, скорости к 15-20 км/час. Корабли перестали бояться океана. Пришла пора "Великих Географических Открытий".


Чуть позднее, в 16 веке, происходит революция в артиллерийском вооружении. Но об этом уже в следующий раз.

Парусная революция 15 века. Идеальный рецепт парусного вооружения. Зачем нужен был парус-"носовой платок" на носу? Парусник, История, Как это сделано, Яхта, Море, Отдых, Длиннопост

"Новая" конструкция руля  и тысячелетняя классика (справа)


А мелкие паруса то на бушприте зачем? –спросит меня читатель- "Какой смысл в носовом платочке?"

Это для маневрирования в гавани. Потому что очень проблемным моментом движения любого парусного судна была постановка на якорь (и снятие с якоря), особенно, если дело было в маленькой гавани, набитой другими судами, да ещё и с узкими входами

Торговые суда экономили на экипажах и возможность посадить людей в шлюпки чтобы тащить многотонную махину на веслах была только у военных.

Парусная революция 15 века. Идеальный рецепт парусного вооружения. Зачем нужен был парус-"носовой платок" на носу? Парусник, История, Как это сделано, Яхта, Море, Отдых, Длиннопост

Парус "блинд" многотонного судна, человек рядом для понимания размера


Для того, чтобы маневрировать «в узкостях», на бушприте стали ставить небольшой прямой парус, который получил название «блинд». Можно сравнить его с верёвочкой, за которую мы тянем детские санки: куда мы тянем верёвочку, туда санки и движутся. Блинд обеспечивал крайне небольшую скорость, но хорошее маневрирование.

А потом на бушприт же начали ставить и косые паруса –кливера. Размеры тоже были на все случаи жизни.


That's all, folks!

Если у Вас есть вопросы про яхтинг и яхтеные путешествия -задавайте, буду отвечать, возможно даже постами)

Ищите меня в телеграмме на канале "Яхта" @ProstoYachta


Мои другие посты

1. Путешествие на парусной яхте, как осуществить обычному человеку

2. Парусная яхта. Об устройстве и помещениях. Где и как жить)

3. Парусный катамаран. Как там внутри?

4. Парусная яхта, почему она движется? И как работают паруса

5. Как подать сигнал бедствия на море

6. Средства спасения на парусных яхтах/судах. Что, как и когда

7. Снова в школу! Получаем яхтенные права. Как выбрать яхтенную школу и главное подготовиться к ней)

8. Как устроены коммуникации парусной яхты

9. Парусная яхта. Как устроена система подъёма парусов + Инструкция выживальщику как поднять парус)

10. Как выглядит яхтенное путешествие или как пикабушники на яхте по Греции ходили

11. Как сделать из морской воды – питьевую. Опреснитель на парусной яхте. Как это работает

12. Надувная лодка. Как это сделано. И зачем она нужна на яхте

13. Простой и надежный дизель. Яхтенные двигатели. Как это устроено

14. Путешествия на яхте. Какие они бывают. Яхтенные байки)

15. Якорь, как это работает. +Инструкция выживальщику по постановке судна на якорь

16. Плавучий якорь, что это такое и зачем оно на яхте? + Инструкция по подъёму якоря для выживальщика

17. Надувные яйца = безопасность или как не поцарапать яхту. Что такое "крАнцы"

18. Туалет на парусной яхте. Как "это" сделано))

19. Двигатели катеров и яхт. Почему чих-пых, а не врум-врум? Бензо, дизельные и электродвигатели

20. Движители катеров и яхт. Способы провести вал винта через днище яхты. Как это сделано

21. Косой парус - исторический прорыв сравнимый с колесом.   И причем тут легенда об Икаре?

Показать полностью 7
Отличная работа, все прочитано!