Ответ на пост «"Иди и смотри": легендарный фильм Элема Климова возвращается в кинотеатры»

Фильм "Иди и смотри" - это настоящая идеологическая и культурная диверсия, возможно, невольная, но от того не менее опасная. Странная и извращённая логика у тех, кто силком тащит детей на этот фильм. Деды воевали, чтобы никто и никогда не видел ужасов войны, поэтому мы в память об их подвиге будем эти ужасы насильно всем показывать. Вы там головушкой не поехали, граждане дорогие?!


А иного содержания, кроме шока, у фильма и нет! Весь "воспитательный" эффект - в леденящем ужасе от происходящего на экране. Чему он может научить?

Родину любить и защищать нужно не из-за ужаса перед фашистскими нелюдями, а по совсем иным причинам, да и главный ужас фашизма не в зверствах, а в том, что он лишает человечество будущего. Но это тема для отдельной беседы.


Главное, что фильм не показывает, в отличие от массы действительно хороших фильмов о войне, то, за что на самом деле погибали, что защищали наши предки - нашу советскую, коммунистическую Родину.


Поэтому, кстати, этот фильм вполне благосклонно воспринимается и нашей современной властью с её победобесием, и по той же причине обласкан иностранной критикой. Фильм говорит, если подумать, что с фашизмом надо было бороться, потому что фашисты были звери - типа, это сама по себе достаточная причина. Нет уж, позвольте - это только часть правды! Вся правда в том, что фашисты хотели уничтожить коммунизм - своего заклятого врага, под знаменем которого наши деды фашизм победили.


Будущее с равенством возможностей - для всех, со свободой, наукой, прогрессом, светом знания - для всех, будущее без порабощения человека человеком. За эту мечту наши предки воевали, не за американскую, со свободным предпринимательством, и не за хипстерскую мечту о комфорте и отупевшей сытости, и даже не за веру. Поэтому они и победили - это ключевое, самое важное в понимании смысла той войны. В ней победили коммунисты, потому что только они и могли победить.


А без этого понимания можно легко сделать следующий шаг и переосмыслить победу.

Дополнить кино про зверства фашистов новыми ценностями, например, просто патриотизмом, или патриотизмом с православием, как в свежем "шедевре" - Зоя. А ещё круче - рассказать про то, что коммунисты были ничем не лучше, а народ победил вопреки проклятым комунякам, как в куче других "шедевров" про войну, типа Штрпфбата, сволочей и михалковских поделок. Капитализм на фоне абсолютного фашистского зла тоже отлично смотрится, и даже посконная духоскрепность отжившей своё религии кажется близкой и родной. Здорово, правда?


Не мучьте себя и тем более детей шок-контентом. Когда вырастут, может сами посмотрят, если психика крепкая, из своего, личного интереса. Тогда у них хотя бы будет шанс разглядеть за творящимся на экране безобразием тот неприглядный смысл, который этот фильм транслирует на самом деле. Фашизм - то ещё дерьмо, но чтобы понять это, вовсе не обязательно нырять с головой в выгребную яму его натуралистичного описания, достаточно издалека понюхать.


Мой дед, прошедший всю войну в артиллерии, с красной звездой и медалью за отвагу, никогда и никому не рассказывал про то, как он воевал и что видел, сколько бы его не просили. Как и его сослуживцы, да и большинство тех, кто по-настоящему на фронте побывал. Только когда с сослуживцами встречался, они о войне говорили. Дед не хотел, чтобы его дети и тем более, внуки, ощутили тот ужас, который он пережил, даже в устном пересказе, не говоря уж про кино.


Показывайте детям хорошее кино про войну, где акцент не на кошмарах и ужасах, а на любви к родине, на советских ценностях, которые наши предки защищали, на подвиге и самопожертвовании, на любви и милосердии. Покажите им Офицеров и В бой идут одни старики. Уверяю вас, от них воспитательный эффект многократно сильнее и психику калечить не надо. В таких фильмах ужасы войны показывают немного, как-бы издалека, однако, менее ужасными они от этого не становятся. Зрителю понятно, что фашисты звери и без нарочитого натурализма в описании всех их зверств, но главное, понятно, за что сражались советские люди. Это самый важный урок страшнейшей в истории войны!

Показать полностью

«Иди и смотри»: легендарный фильм Элема Климова возвращается в кинотеатры

6 мая в кинотеатры возвращается один из самых сильных и страшных фильмов о Великой Отечественной войне – «Иди и смотри» режиссера Элема Климова. Несмотря на почти полное отсутствие крови, смотреть картину физически тяжело. Главную роль сыграл 14-летний Алексей Кравченко. «Петербургский дневник» выяснил, как подросток снялся в фильме, который могут смотреть далеко не все взрослые.

Смотреть невозможно, но нужно

В основу «Иди и смотри» легли «Хатынская повесть» и «Партизаны» Алеся Адамовича. Еще одним важным источником стала книга документальных воспоминаний «Я из огненной деревни» Алеся Адамовича, а также Янки Брыля и Владимира Колесникова.

Действия фильма разворачиваются на территории Беларуси в 1943 году. Главный герой – 15-летний подросток Флера – уходит в партизанский отряд. Он становится свидетелем множества страшных сцен и событий. Флера видит, как немцы обстреливают партизанский отряд, бросают детей в горящий амбар; девушку, изнасилованную взводом нацистов; овчарок, спущенных на беззащитных людей, и многое другое. Ужас в том, что фильм заканчивается не Победой, а значит, Флере придется увидеть еще множество кошмаров.

Еще больше пугают слова Элема Климова: «Фильм получился сдержанный... Там можно было такого наворотить... Но это точно уже никто не стал бы смотреть».

«Иди и смотри»: легендарный фильм Элема Климова возвращается в кинотеатры Фильмы, Великая отечественная война, Вторая мировая война, Иди и смотри, Длиннопост

Страшные съемки тяжелого фильма

Съемки фильма начались в 1984 году, когда многие ожидали, что холодная война может в любой момент перейти в горячую фазу. В связи с этим Элем Климов решил напомнить, что война – это не только красивая форма, душевные песни и слезы счастья, а бесконечный ужас. Он намеренно собирал команду непрофессиональных актеров с расчетом на то, что неопытные люди не смогут абстрагироваться от происходящего на площадке, а значит, продемонстрируют настоящие эмоции. На роль Флеры пробовались около сотни подростков, однако в фильм попал 14-летний Алексей Кравченко. Отбор он прошел суровый.

«Хорошо помню первое задание еще до проб. Мне сказали: «Твоя мама умерла. Какой будет твоя реакция?» Я плакал, приговаривал: «Мама, мамочка!» Видимо, у меня все получилось, потому что на следующий день я ехал на киностудию «Мосфильм» знакомиться с Элемом Климовым. Он сказал, что надо посмотреть документальный фильм, и если мне станет плохо, страшно, неприятно, то можно встать и выйти. Это была трехчасовая хроника из концлагерей. Таких кадров я еще не видел, поэтому иногда зажмуривался, но все же досмотрел до конца. После сеанса Элем Германович предложил мне попить чай с тортом, но я просто не мог есть, поэтому отказался. Видимо, такой реакции он и ждал, потому что после начались пробы», – вспоминает Алексей Кравченко.

Поскольку фильм переполнен просто ужасающими сценами, Элем Климов всерьез беспокоился за эмоциональное здоровье актеров, особенно 14-летнего подростка.

«Меня направили к психотерапевту-гипнологу. В машине мне шепнули, что если гипнозу я не поддаюсь, то сниматься меня не возьмут. Я понял, что мне придется играть. Меня положили на кушетку, что-то говорили про тяжелеющие веки и голос, потом врач сказал: «Твоя рука поднимается» – и хлопнул дверью. Я понимал, что он никуда не ушел и опускать руку нельзя. Мне казалось, это длилось вечно, рука сильно затекла, но в какой-то момент врач скомандовал опустить руку, и испытание я прошел», – рассказал актер.

После врач часто приезжал на съемочную площадку, чтобы подготовить Алексея Кравченко к сложным сценам. «Мне это ужасно не нравилось. Опять были занятия с поднятием руки, еще помню, как я складывал руки в замок и меня за локти тянули в разные стороны. Через несколько месяцев, когда надо было снимать особо сложную сцену на болоте, в котором мой персонаж пытался покончить с собой, я попросил Элема Германовича обойтись без гипноза. Он согласился не сразу, потому что всерьез за меня переживал. В итоге сцену мы сняли с одного дубля», – вспоминает он.

Выделить особенно сложную сцену Алексей Кравченко не может, так как все девять месяцев съемок было сложно. Тем не менее особенно сильно его выматывали эпизоды на болоте, а также необходимость сниматься с умирающей на глазах коровой.

«В фильме есть сцена, где Флера лежит на только что застреленной корове, а потом пытается ее разделать, чтобы забрать мясо. Корова должна была умереть по-настоящему, для ее обстрела использовались боевые трассирующие патроны. Мне было ее очень жаль, но Элем Германович говорил, что она больная, что такая у нее участь. Когда начали стрелять, корова неожиданно встала на дыбы, а затем рухнула на то место, где я лежал. Все было, как в замедленной съемке, помню, как откатился, ведь вставать было нельзя – стрельба продолжалась. Не помню, как оказался на коленях у абсолютно белого Элема Германовича, он прошептал: «Ползи к ней». И я в шоке вернулся к корове. Я даже плакать не мог от ужаса», – вспоминает актер.

Для того, чтобы привести подростка в чувство, режиссер договорился с офицерами, чтобы Алексея Кравченко прокатили на крыше танка на полной скорости по всем ухабам. «Это круче любых американских горок», – уверяет актер.

Ужас при просмотре усиливают и внешние изменения главного героя: если в начале фильма Флера выглядит, как обычный подросток, то к концу прекращается в седого, морщинистого старика.

«Меня гримировали по три часа, я очень часто засыпал. Носить грим было тяжело, особенно когда мне под глазами делали «рыбью кожу». В конце дня мне хотелось просто содрать с себя все это. Как-то меня за этим застали две бабульки и начали креститься. Я, конечно, пояснил им, в чем дело, чтобы не пугать. Тем не менее грим очень помогал настроиться на работу», – сообщил Алексей Кравченко.

«Иди и смотри»: легендарный фильм Элема Климова возвращается в кинотеатры Фильмы, Великая отечественная война, Вторая мировая война, Иди и смотри, Длиннопост

Снова на экранах

В прокат «Иди и смотри» вышел в 1985 году, и публика приняла работу очень тепло. В кинотеатрах фильм посмотрели почти 30 миллионов человек. После его показали еще в 11 странах мира, включая США. Картина получила россыпь различных наград и завоевала любовь подавляющего числа критиков, причем не только советских.

«Помню, как после премьеры на меня бежала толпа людей с криками и ликованием. Все хотели меня обнять. Я был в шоке, поэтому начал пятиться, однако стоявший рядом Элем Германович строго сказал держать удар», – вспоминает Алексей Кравченко.

«Мосфильм» решил вернуть на большие экраны легендарную ленту, и в 2017 году отреставрировал ее. Шесть специалистов-реставраторов группы компьютерной графики киностудии работали около 2,5 месяца. 6 мая «Иди и смотри» снова будет в кинотеатрах.

«Иди и смотри»: легендарный фильм Элема Климова возвращается в кинотеатры Фильмы, Великая отечественная война, Вторая мировая война, Иди и смотри, Длиннопост

Отметим, уже отреставрированный фильм в том же 2017 году стал победителем в секции Venezia Classici в рамках 74-го Венецианского кинофестиваля. Лента соперничала с 20-ю шедеврами мирового кинематографа, среди которых работы Микеланджело Антониони, Бернардо Бертолуччи, Милоша Формана и других выдающихся режиссеров.

источник

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!