Существует три вида особой страховки на горном рельефе, которые в народном альпинистском фольклоре звучат так:
- Иди, я тебя вижу!
- Иди, я тебя помню!
- Иди, я за тебя отомщу!
Менее известен, но также широко распространен еще один вид страховки, нередко применяющийся при переходе закрытых ледников
- Я тут сто раз был, ЗДЕСЬ ТРЕЩИН НЕТ!
Однажды в мае мы пошли на Эльбрус со стороны Ирика.
Четверо старших и приличная компания новобранцев.
В верхней части долины планы поменялись и группа разделилась. Я и завхоз с молодежью разворачиваемся и идем с юга, а другие двое старших отправляются дальше по Ачкерьяколу на вершину. Это была нормальная, обговоренная заранее ситуация, если условия для новичков не очень, мы на юг, а мужики по своему плану.
Горный опыт и, главное, их телосложение, очень разнились.
Один очень опытный и ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ, а второй опытом обладал скромным, телосложения обычного, худощавого.
Настрой у мужиков был радостный и боевой. Перед расставанием, на стандартное напутствие быть поосторожнее на трещинах, Большой и Сильный Участник озвучил великий страховочный принцип: «Я там сто раз был, ЗДЕСЬ ТРЕЩИН НЕТ!»
Мы с завхозом резко занервничали и взяли клятвенные заверения, что мужики не будут надеяться на «сто раз там был» и на полях Эльбруса встанут в связку.
«Перед лицом своих товарищей и могучей силой Вселенной я торжественно клянусь!»
И наша группа разделилась.
Через пару дней, находясь на скалах спасателей с юга, мы получаем тревожный звонок от Большого и Сильного Участника, что он побывал в трещине, у него нет паспорта и нам надо немедленно встретиться.
Вечер, канатка не работает, но по сигналу ПОСТРАДАВШИЙ нам ее включают и мы едем вниз разбираться, что там случилось.
И что же мы узнаем?
Наши орлы легко и непринужденно парили по полям Эльбруса, не ощущая никакой страховочной необходимости, но так как были людьми честными и настоящими мужиками, которые держали свое слово, веревочкой-таки связались.
Но ледорубы не достали, они были закреплены на рюкзаках.
И вдруг (ну кто бы мог такое себе представить)…у Большого и Сильного Участника внезапно проваливается фирн под ногами, и он уходит в ледяную бездну, не успев крикнуть: «мама» или еще какие проникновенные слова.
Второй участник резко взлетает и несется следом, не сбавляя скорости в ту самую разверзшуюся ледяную пропасть. Ледорубы-то на рюкзаках, а весовые категории безнадежно разные!
В этот момент Вселенная, видимо, решила, что рано им, таким молодым и красивым, в … утиль, и быстренько «организовала» небольшую приступочку изо льда, в которую Большой и Сильный участник уперся.
Маленькую приступочку, которая притормозила падение, позволила чуток зацепиться и сбросить тяжеленный рюкзак в стр-ра-ашную пропасть.
В этот самый миг, слава Вселенной, летящий сзади участник снизил скорость полета, умудрился на лету выдернуть ледоруб, воткнуть его в снег, завязать «50 бантиков» и огласить ледяную пустыню протяжной песней предков, преисполненной отчаяния и глубокого осознания безысходности сложившихся обстоятельств.
И… И ВСЕ, собственно.
Очень Большой Участник в трещине, вылезти оттуда самостоятельно он не может, его напарник лежит на ледорубе, завязано «50 бантиков», и что делать дальше, понимания нет.
Но как минимум, есть веревка, которая держит, и Вселенная, которая добра к тем, для кого честное слово не пустой звук.
Большой и Сильный Участник внизу мысленно прощается с семьей и думает о дорогостоящим снаряжении, которое улетело в пропасть.
Надо сказать, что ровнехонько перед выездом, на день рождения, руководство фирмы подарило ему весь набор крутой снаряги, которой у него отродясь не бывало.
Большой и Сильный Участник грустит и размышляет о старой народной мудрости, что как только у человека появляется ВСЕ СНАРЯЖЕНИЕ, он сразу перестает ходить в горы…
И думает, как зловеще, однако, звучит в данных обстоятельствах эта старая народная мудрость.
А хуже всего, что паспорт улетел с рюкзаком, никто и не опознает его красивый труп, когда лет через сто он вытает изо льда. А ведь другая народная мудрость гласит — ПАСПОРТ ВСЕГДА ДОЛЖЕН БЫТЬ НА ТЕЛЕ. Это очень облегчает работу спасателям.
Короче говоря, второй участник бросает взгляд на холодные безответные небеса, и решает применить самый верный в их случае метод спасения — ПА-МА-ГИТЕ КТО-НИБУДЬ!!!
Он отцепляется от закрепленной веревки, убегает на поля Эльбруса и начинает искать … кого-нибудь.
Вселенная смилостивилась во второй раз!
По полям бродила крепкая, технически подготовленная, московская группа, которая радостно откликнулась на зов о помощи, побежала следом, наладила полиспаст и вытащила нашего Большого и Сильного участника из лап ледяной смерти!
Слава отзывчивым московским группам, Слава Вселенной и Слава настоящим мужикам, которые никогда не нарушают данного ими честного слова и привязываются к веревочкам, если уж пообещали.
Мужик сказал, мужик сделал— на том и ЖИЗНЬ держится! Иногда...
Есть такая математическая присказка, что по сути, между нулем и единицей — БЕСКОНЕЧНОСТЬ.
С этой точки зрения «ноль» - это смерть, а «единица» - жизнь.
Реальная бесконечность находится между «нулем» в виде вообще отсутствующей страховки и «единицей» — ледорубами в рюкзаке, «50-ю бантиками», но хотя бы со шнурком, чтобы Вселенной было бы за что придержать.
Посему поэтому, когда в лицо однажды дыхнула холодом бесконечность, мало кто еще раз повторяет эту классическую фразу: ЗДЕСЬ ТРЕЩИН НЕТ!