Ответ на пост «Летом 2019 года я с пацанами купил Жигули Четверку за 19 тысяч и поехал на ней в Лиссабон»
В конце 90х совершал похожий авто-анабасис в компании будущей жены. Ума, правда, хватило на то, чтобы не покупать "классику", потому что опыт страданий с ней уже был, и не ставить сверх-амбициозных целей.
Поэтому была куплена карбюраторная восьмерка трехлетка, в хорошем состоянии по кузову, с целью отдать жене под ее новые права, и ровно через две недели после покупки было принято решение поехать на ней в Крым. Опыт дальнобоя в Сочи на более-менее нормальных машинах вторым пилотом к тому моменту имелся, руки не из жопы, ящик запчастей в багажник и вперед.
Машину купили, колодки-ремни поменяли, CO настроили (в то время Украина на границе его проверяла), ну и в качестве ходовых испытаний, я на ней сгонял Москва-Тула-Москва, чтобы проверить, как машина ведет себя на трассе. Все было хорошо, но по приезду обратно куда-то ушло полбачка тосола. Поскольку сам бачок был видавший виды, а шланги радиатора тем более, было принято решение долить и забить - это же ТАЗ, в нем такое бывает. Это была первая, но не последняя ошибка.
На трассу мы выехали поздно, т.к. пока все собрали, пока туда, пока сюда, набежало уже часов десять утра. Аппарат шел отлично, но где-то в районе Орла мне пришла в голову идея проверить уровень охлаждающей жидкости. Тосола было на дне бачка. Меня это несколько озадачило, но, поскольку с собой была канистра, долил его до максимума и полетели дальше.
Украинская граница в Гоптiвке встретила, традиционно, очередью на всю нейтральную полосу, поэтому поехали в Шебекино. Красиво, меловые горы, поля, народу никого и только три каких-то хлопца на руках катят через таможенный пункт классику с ушедшей искрой. Традиционные в то время разводы на страховку и радушная украинская земля приветствовала нас в лесу в районе Волчанска в виде какого-то мутного кента в конфедератке и камуфляже, который предложил нам немедленно пройти "очистку автомобиля от российской заразы", аргументируя свои действия постановлением главы Харьковской области трехлетней давности о предотвращении эпидемии ящура. После пятнадцати минут препирательств, поехали дальше без взяток и подозрительной "очистки" и в районе десяти вечера заночевали в Харькове.
Утром заправились на Харьковской объездной бензином и тосолом и продолжили путь почти без происшествий, если не считать проверки CO на посту летающей тарелке в районе Запорожья. Державний екологічній інспектор так огорчился нашим выхлопом, что отдал документы и махнул рукой, забыв вынуть из выхлопной трубы прищепку со шлангом своего адского устройства. Прибор благополучно упал с табуретки, на которой стоял, что с ним случилось, мы выяснять не стали и поехали дальше. Ну и на Чонгаре были немного шокированы видом двух ДАIшников в шезлонгах возле знака "стоп-контроль" :)
Крым был прекрасен, а вот машина не очень, т.к. через некоторое время после прибытия, оказалось, что шланги радиатора стали совсем не живые, а ближайший магазин запчастей находился аж в Симферополе. В Алупке или в Симеизе, где-то на автобазе, стоял советский ларек "Союзпечать", в котром дама в годах принимала заказы на запчасти, не называя никаких сроков. Зато в магазине "Курортные товары", среди масок, ласт и матрасов, оказался целый ящик ходовых запчастей, где нужные шланги были найдены визуально и куплены.
Утром перед обратной дорогой был традиционно уже долит ушедший тосол, причем, после замены шлангов, уходить его стало почему-то больше. Захлопываю капот и слышу звук ломающейся пружины замка.. Ну, это же ВАЗ, это нормально, капот прикручен веревкой к растяжке подвески и погнали. За бортом где-то 30 градусов, при подъеме на перевал машина начала закипать, и пришлось где-то час куковать там на обочине, ожидая, когда оно остынет. В Симферополе купили пружину капота, имплантировали ее на место и поехали дальше.
Где-то в районе Запорожья, после очередного долива тосола, машина начала как-то подергиваться на перегазовках, что было списано на качество тогдашнего украинского бензина. Хотя на совсем отбитых контейнерных заправках и из бочек мы не заливали, но это ничего не гарантировало. Ближе к Харькову, подергивания перешли в полноценные подтраивания, и стало понятно, что с машиной что-то явно не так.
В Харькове заночевали, с утра по свету решил заглянуть в карбюратор и обнаружил там небольшое количество масла в воздушном фильтре, что навело на грустные мысли. Из четырех свечей одна была мертва, заменил на запасную, а колодцы жиклеров карбюратора продувал с помощью насоса от надувного матраса, чем шокировал харьковских таксистов.
Остаток пути прошел в довольно экстремальном режиме. Во-первых, подтраивания никуда не ушли, а где-то после границы превратились уже в полноценное троение на всех оборотах. Во-вторых, одновременно с этим мотор перестал тянуть, и разгон с места до сотни занимал минуты две, обгоны можно было производить только сходу, т.к. как ни газуй, на трех цилиндрах ты никого не обгонишь. Тосол доливался уже каждые 200 километров примерно литра по два. Свечу в четвертом цилиндре после второй замены решено было более не менять, т.к. эффект от этого был очень кратковременный. Жена до сих пор с ужасом вспоминает, как думала, что где-нибудь в поле под Курском мы встанем и уже не тронемся.
Однако, с большим трудом, мы дотянули до Москвы своим ходом, где на следующее утро была измерена компрессия. 10-10-10-4, как-то так. Вскрытие мотора показало, что пробег его сильно за 100 тысяч, предыдущие владельцы меняли кольца для продажи и уронили в четвертый цилиндр шайбу от болта ГБЦ (или какую-то другую, похожую по размерам), т.к. на выпускном клапане остался ее четкий отпечаток, а поршень четвертого цилиндра был с ремонтной маркировкой, т.е. его меняли. Тосол, вопреки ожиданиям, уходил не через прокладку головки блока, а через прокладку впускного коллектора, откуда он лился в цилиндр рекой, поршень был отмыт добела. Выпускной клапан красиво обгорел и где-то до сих пор валяется в гараже, как напоминание об этой истории.
ТАЗ, кстати, до сих пор живой и до сих пор у нас. Весьма бодр и ездит несколько раз в году, как настоящий олдтаймер. Иногда посещают идеи прокатиться на нем куда-нибудь вдаль, с тех пор мы по Европе проехали не меньше ста тысяч километров на нормальных машинах, и многое бывало, даже теряли передачу в коробке, но жалко уже не столько себя, сколько машину..