Первым знаменательным событием 2025 года в военном отношении стало взятие российской армией города Курахово. За проявленные мужество и героизм пять с половиной тысяч наших военнослужащих представлены к государственным и ведомственным наградам.
Упорные бои за один из самых населенных городов на западе Донецкой Народной Республики велись сто пятнадцать дней, и на протяжении всего этого времени внимание СМИ уделялось не только военно-тактическому, но и энергетическому аспекту операции. К слову, совершенно правильно: поскольку в Курахово расположена одна из крупнейших тепловых электростанций Донбасса, ВСУ до последнего отчаянно цеплялись за ее строения.
В качестве аперитива к нашей сегодняшней беседе следует упомянуть, что за три дня до взятия Курахово под контроль российских войск перешел близлежащий поселок Шевченко. Крохотная деревня, возле которой еще советскими геологами в начале восьмидесятых годов прошлого века было обнаружено крупное месторождение лития. Его прогнозные запасы, согласно рассчитанной геофизической модели, оцениваются в 13,8 миллиона тонн вмещающей руды. Нужно обязательно подчеркнуть, что речь идет о прогнозных, а не о доказанных запасах. Более того, геология рудного поля в Шевченко сложная, и пресловутый литий прячется в толще гранитных массивов, что делает его (шахтную) добычу достаточно сложной.
Впрочем, в Киеве такими мелочами никто не заморачивается, а потому на Банковой царит довольно кислое настроение, ведь шевченковский литий входил в пакетное предложение Зеленского, суть которого сводилась к формуле "украинские полезные ископаемые в обмен на американское оружие".
Но вернемся к нашему основному тематическому блюду.
Освобождение Курахово — и в особенности установление контроля над местной электростанцией — с первого же дня боев увязывали с дальнейшим наступлением на Покровск (Красноармейск). Нужно отметить, что украинские ресурсы прогнозировали потерю Курахово еще весной 2024-го, то есть почти год назад. Акцент делался на то, что без кураховского электричества не будет Покровска, а без него Украина получит минус восемь миллионов тонн коксующегося угля при общей добыче в 24 миллиона тонн в год. Потому нет ничего удивительного в том, что владелец шахтоуправления и по совместительству крупнейший производитель стали на Украине компания "Метинвест" выжимала ствол шахты № 3 до последней возможности. Официально добыча угля здесь прекратилась только в середине декабря, когда фронт гремел уже буквально на пороге.