Ответы к посту
Время настало

Ответ BroTaurus в «Время настало»

Развитие банковских технологий и их связь с рыночными и плановыми системами часто вызывает дискуссии, в которых сталкиваются аргументы о высокой инновационности рыночной экономики и более низкой способности к технологическому прогрессу в плановой системе. На первый взгляд, противоречие очевидно: как может плановая экономика, которую всегда критиковали за низкую гибкость, обеспечить успех таких систем, как СБП в России или WeChat Pay в Китае? Почему при этом в капиталистических странах прогресс ИТ в банковской сфере сильно отстает от российского, в котором большую роль играет госрегулирование со стороны ЦБ? Аналогично в Китае в этой сфере тоже присутствуют сильные черты плановой экономики. Почему же тогда ранее говорили, что преимущества рыночной системы над плановой проявляются в виде инноваций и технологического процесса?

Ответ кроется в синергии рыночных принципов и целенаправленного госрегулирования. Инновации в капиталистических странах зачастую стимулируются конкуренцией. Однако в долгосрочной перспективе рыночные системы могут столкнуться с инерцией, когда уже устоявшиеся технологии и инфраструктура, созданные десятилетия назад, мешают внедрению новых решений. Пример западных банков с их дорогими системами, построенными в 80-90-х, иллюстрирует, как капитальные инвестиции прошлого сковывают прогресс - никто не хочет разрушать то, что работает, даже если это устарело. Россия и Китай, не имевшие такого багажа, оказались в более выгодной позиции. Они начали с нуля, применяя современные технологии, что позволило им в короткие сроки обогнать устоявшиеся рынки.

Российский успех в банковской сфере - это пример эффективного взаимодействия между частным сектором и государством. Центробанк России, фактически, стал драйвером модернизации. Принуждение банков к подключению к системам вроде СБП или НСПК создало базу для быстрого и удобного обслуживания, которое превосходит по скорости и надежности аналоги в западных странах. Рыночные игроки сами бы к этому не пришли, ведь подобные проекты требуют значительных инвестиций без немедленной выгоды. Но государство, видя стратегическое значение таких решений, взяло инициативу на себя.

Китайская модель с WeChat Pay демонстрирует, как плановые элементы могут гармонично сосуществовать с рыночными - экосистема WeChat стала возможной благодаря государственной поддержке и контролю, но она развивалась в условиях жесткой рыночной конкуренции внутри страны. Ключевым фактором успеха стало не ограничение инноваций, а создание условий, при которых они становятся необходимыми.

Возвращаясь к критике плановых систем за низкую гибкость, стоит отметить, что в современных условиях это скорее вопрос исполнения, чем принципа. Современные плановые механизмы используют большие данные, искусственный интеллект и машинное обучение для анализа спроса и прогнозирования. Это снимает проблему, которую вызывали, например, пятилетние планы СССР. Гибкость определяется не системой как таковой, а способностью её участников адаптироваться и внедрять новые подходы.

Инновации всегда рождаются на стыке интересов, и идеальная система - это не чистый рынок или план, а гибрид, где рынок стимулирует, а план поддерживает. России и Китаю удалось это реализовать в финансовых технологиях, но и для Запада такой путь возможен, если на смену инерции придет осознание необходимости трансформаций.

Серия Происхождение экономических систем путём естественного отбора

Показать полностью

Ответ на пост «Время настало»

Когда пытаешься оплатить улыбкой на кассе с очередью в 8 человек.

Ответ на пост «Время настало» Скриншот, Бесконтактная оплата, Россия, Сбербанк, Касса, Магазин, Ответ на пост, Волна постов

Ответ на пост «Время настало»

Россия в части развития информационных технологий, особенно в финансовой сфере, попала в "идеальную низкую базу", если можно так выразится. Совпало все: слабое развитие информационно-коммуникационных технологий в "позднем СССР" и "информационная революция" 90-х - начала 2000-х. Поясню, что хочу сказать: в конце 80-х - начале 90-х не у всех есть домашние телефоны, персональный компьютер - что-то из области фантастики, факсы (телетайпы) - по три штуки на министерство. А, ну и, конечно, вообще "нулевая банковская система": 5 или 6 госбанков, оплата по "безналу" - только между предприятиями, в то время, как на Западе к началу 90-х уже вполне сложилась система расчетов для частных лиц "по карточкам" и прочие "электронные платежи". Помните, в чем сюжетный "замес" в фильме Приведение с Патриком Суэйзи? Нечестный коллега главного героя своровал с помощью "компьютерного мошенничества" бабло у своей компании, и для завершения аферы ему нужно было устранить главгероя. Фильм 90-го года. У нас же до середины 90-х межбанковский перевод - это обмен БУКВАЛЬНО бумажными документами - "авизо". Да я сам еще в 2001-м открывал сберегательную книжку, такую же синенькую, как у моих родителей :-)
А потом - бац и: в 2008-м я уже получаю зарплатную карту без визита в офис, в 2009-м - спокойно из личного кабинета (кто постарше должен помнить эту сакраментальную фразу: "В каком отделении открывали - туда и идите") оплачиваю учебу, причем деньги уходят за границу. Ну и так далее - я думаю, у вас самих таких примеров вагон и маленькая тележка. Но вот в развитых западных странах этого почему-то не происходило. Почему?


Примерно с начала 2010-х я много работал с русскими клиентами иностранных банков, соответственно, общался с российскими банкирами и их зарубежными коллегами. И очень сильно удивлялся, когда, допустим, просил клиента предоставить выписку по его счету за прошлый год, а он отвечал: "Ок, еду в Цюрих через пару недель, привезу". Отвечаю, что мне достаточно и в электронном виде, клиент такой: "Да-да, я буду в банке, получу выписку, моя секретарша ее отсканирует и вам пришлет". Блин, а что, у вас нет приложения банковского или десктопного доступа в ЛК? Нет, конечно, это ж не Сбербанк, а Кредит Свисс! И так отвечали практически все клиенты.
Ну и на очередной встрече с "теми банкирами" задаю им этот вопрос: "Че за фигня?" И один умный швейцарский банкир армянского происхождения отвечает:

- Наши банки в 80-х - 90-х вложили прям офигенные деньги в финансовый Ай-Ти. В СиЭрЭм системы, системы обмена информацией, в платежные системы. Прям дохулиард, а то и два. И сейчас нам нужно даже не улучшать, а ломать все старое и делать новое. А в ценах текущих реалий это уже будет десять-двадцать дохулиардов. С каждого.
А вы просто строили свое банковское Ай-Ти с нуля.

Показать полностью

Ответ на пост «Время настало»

И это мы в России, ещё не видели как Каспий в КЗ работает. Вот уж где у меня челюсть отвисла:

Зарегался в приле, покрутил мордой на камеру, заказываешь карту, и тут же идёшь в отделение. Подходишь в банкомату, и даже вводить ничего не надо, ни пинов ни кьюаров. Тебя сканирует банкомат, говорит, "Привет Цветной! Печатаем вашу карту?"

Подтверждаем, ждём. Через минуту у нас карта на руках. Даже общаться с сотрудниками банка не надо!

Весь процесс получения Каспий карты у меня занял один час времени, с учётом того что 30 минут я потратил на ходьбу в отделение:)

Ждем через год - два, подобное в РФ. Очень крутая штука для интровертов, и тех, кто просто не любит общаться с людьми

Время настало

В одном из зарубежных сообществ в запрещённой сети:

Время настало Скриншот, Бесконтактная оплата, Россия, Волна постов

"Пока весь мир живёт в 2024, Россия живёт в 2124".

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!