Поэтому, присаживайтесь поудобнее, расскажу вам как я съездила в короткий круиз Сочи-Трабзон(Турция)-Сочи с 14 по 16 декабря 2024.
Начну с небольшого предисловия - я 5 лет отработала на круизных лайнерах барменом. За моими плечами контракты на Oceania cruises, MSC, Ponant. Я знаю, что такое сервис по американским и европейским стандартам. Знаю, что значит работать в интернациональном коллективе. И уж точно знаю как должны общаться с гостями члены экипажа.
с 2023 года я работаю по другую сторону круизного мира - менеджером по продажам круизов, и три месяца в агентской поддержке у туроператора.
На Асторию Гранде я хотела попасть с того самого момента, когда её пустили в первые круизы. Эта компания и круизный лайнер вызывал много споров и противоречий среди членов экипажа и туристов. Но видя цены на круизы, меня,честно, "жаба душила" ехать в сезон и надолго. Поэтому я присматривалась к коротким круизам зимой, так подешевле, ради "спортивного" интереса -увидеть этот лайнер своими глазами.
По счастливой случайности на моём основном месте работы решили устроить корпоратив перед новым годом именно на этом лайнере. Такое событие я не хотела пропустить и,конечно, рванула в Сочи (тем более что нам предоставили очень приятные условия).
Чтобы вы понимали разброс цен (и моё возмущение) приведу пару примеров на зимние маршруты (стоимость летом ещё выше!).
Маршрут: Сочи - Стамбул - Сочи 23.12.2024-27.12.2024 (5дней) круиз на двоих во внутренней каюте обойдется в 69840 руб, в каюте с окном (ограниченный вид) 130320 руб., каюта с балконом 175680руб., роял сьют 378 тыс руб.
Маршрут: Сочи - Трабзон - Сочи на следующий год с 6 по 12.12.2025 (3 дня) на двоих во внутренней каюте стоит 49200руб, в каюте с окном (ограниченный вид 51200руб), с балконом 84000руб.
И для примера недельный маршрут: Сочи - Стамбул - Амасра - Самсун - Сочи с 6 по 12 января 2025 стоит во внутренней каюте на двоих 214920руб, в каюте с иллюминатором 222480руб, в каюте с балконом 367200руб., роял сьют 772200 руб.
Более того,с недавнего времени компания настолько обнаглела,что выдвинула условие 100% оплата сразу же, даже если круиз в конце следующего года.
Так что включено в эту стоимость и какой сервис предоставляется на борту?
В стоимость круиза включено:
портовые сборы взр./реб;
медицинская страховка;
питание в ресторане "шведский стол": завтрак, обед, ужин, закуски;
безалкогольные напитки во время питания (чай в пакетика, кофе, молоко, вода)
развлекательные мероприятия на борту (живая музыка, настольные игры, театральные представления,квесты для подростков)
посещение всех общественных помещений лайнера (бассейн,джакузи,лаунджи)
неограниченное пользование фитнес-центром
услуги аниматоров в детском клубе;
сервисный сбор (чаевые).
Посадка на борт происходит в морском порту г.Сочи. Несмотря на огромную очередь, процесс происходит достаточно быстро. Проверяют загран паспорта, выдают бортовую карту и багажные бирки (распечатывать посадочный талон необязательно).
Далее проходишь в зону таможенного контроля (там съемка запрещена). где ставят печать об убытии из Сочи. Багаж забирают носильщики и к лайнеру вас везут на мини венах. При входе на лайнер забирают паспорта и угощают игристым вином.
Перед тем как лайнер выйдет в море, проводится обязательный инструктаж по безопасности. Тут он по старинке (заграницей уже давно такого нет) - теория в театре, затем нужно вернуться в каюты, взять и надеть жилет и прийти на место сбора - там делают перекличку в громкоговоритель.
Вечером ужин, живая музыка в барах, шоу в театре.
Пожалуй из хорошего в этом круизе я могу отметить только эти три вещи.
Еда была великолепная! Несмотря на то,что здесь нет изысков типа морепродуктов, а в основном еда привычная нашему менталитету (пельмени, биточки, картошка пюре, спагетти, перловка, мясо жаренное, подлива с мясом и грибами, яйца в разном виде, творог, сметана, блины, сырники, салаты, фрукты, выпечка и т.д.). Я была в восторге от качества блюд. Всё, что я попробовала за эти три дня было невероятно вкусно! На второй день раздавали торт, который готовят в конце каждого круиза - можно просто "язык проглотить" ! мягкие коржи, вишня без косточек и совершенно потрясающий нежный крем.
Живая музыка в барах также понравилась. Хорошо настроен звук и достаточно профессиональные певцы и певицы.
В театре в этом круизе было шоу от балета Тодес. Это было очень зрелищно!
Шоу балет Тодес на борту Астория Гранде, 2024г.
Отличительная особенность этой круизной компании в том, что они приглашают известных артистов и имеют много тематических круизов (радио ретро фм, с квнщиками на борту, спортивный круиз с футболистами, танцевальный круиз с мастер классами и тп).
На этом хорошие впечатления закончились (закаты и рассветы я не считаю,потому что это априори великолепно и круизная компания к этому отношение не имеет).
Я с коллегами жила в каюте с окном и ограниченным видом на 6 палубе. Нас было трое.
Совершенно убогий дизайн, и откровенно пошарпанный временем -дырявые абажуры на светильниках:
Совершенно непонятная ткань под потолком (которая и красоты не придаёт и так то закрывает противопожарные распылители).
Втроём находиться в такой каюте было откровенно душно, я даже ставила температуру на минимум (холод,чтобы была хоть какая-то вентиляция). На мой взгляд вчетвером в такой каюте вообще будет невозможно находиться.
У нас вид был не очень то ограничен, так как окно выходило на прогулочную палубу. Но есть и такие каюты, где окно выходит на стену - это вообще печаль.
Перед ужином мы с коллегой зашли в бар на аперитив и тут случилась боль.. Так как я работала 5 лет барменом на лайнерах, конечно я хотела проверить официантов и барменов здесь. И мне даже не пришлось выдумывать какие-то вопросы с подвохом,потому что тут сразу было понятно - персонал не знает ни меню, ни правила сервиса.
Первое что я увидела и была в шоке - это растрепанные длинные волосы официанток. Для меня это абсолютный нонсенс, потому что официанты в баре и бармены работают с едой и напитками и волосы должны быть всегда убраны. Тут же всем похрен:
Далее обратите внимание на то как она стоит и держит разнос - в MSC за такое барменеджеры давали warning (выговор) официантам. Во всех барах официанты держали разнос кто во что горазд - за спиной, под подмышкой, прижимая к груди и т.д. И только одну девочку я видела в хорошей официантской стойкой - разнос в руках на ладони с тряпкой на краю. Как потом выяснилось, она раньше работала в Marella cruises.
Далее по сервису, хотя тут об этом слове и не слышали! Подошла к нам эта растрепанная особа,буркнув приветствие себе под нос. Мы заказали апероль спритс, она просто его принесла и даже не пыталась как-то наладить коммуникацию,допродать что-то ещё, пригласить вечером на живую музыку в бар и т.п. Просто - "ваш апероль,ваша карта". Конец.
Очень мне печально было такое наблюдать.
Сам напиток был отлично приготовлен и подача в шикарных больших бокалах. Стоимость конечно зашкаливает и за пределами разумного 12 евро за один коктейль (курс 111,2 руб)
Впрочем, цены на борту не только в баре зашкаливают. Я даже не хочу комментировать, думаю вы сами за меня это сделаете, посмотрев на фото расценок из спа, ресторана, игровой площадки.
А я хочу ещё пару слов сказать о баре. На утро следующего дня я пошла в единственный открытый всю ночь бар Астория за кофе. Я привыкла пить по утрам эспрессо и, несмотря на то,что на завтрак на шведском столе был кофе в автомате, я готова была заплатить за чашечку свежесваренного в кофемашине эспрессо (стоимость его 2,75 евро).
И какое же меня ждало разочарование в то утро!! Мало того, что бармен видимо был с ночной смены и явно был не рад первому заказу в 6.40 утра. Так ещё он приготовил его не в ручной кофемашине с холдером, а в автоматической, где нужно нажимать на кнопку и она сама готовит.
-Доброе утро. Будьте добры эспрессо.
Дальше он просто поставил передо мной чашку с кофе, отдал карточку и ушёл. Ни предложения сахара или молока, ни блюдца, ни уж тем более пожелания хорошего дня!
Сказать что я ах**ла мало. Благо качество кофе мне понравилось,достаточно сбалансированный и с хорошим крема.
Искренне считаю , что такой отвратительный сервис непростителен,учитывая что в каждом заказе есть сервисный сбор 10% !!!
На второй день вечером, мы вновь заглянули в бар, но после ужина. И тут я уже хотела проверить знания меню у официантов (наивная!). В этот раз к нам подошел парнишка с улыбкой и приветствием, что порадовало меня. На мой вопрос о том, что он может порекомендовать из коктейлей,если нам хочется кисло-сладкого, начал он хорошо, предложим тики май-тай, а вот дальше поплыл..
Мартини фиеро-тоник и негрони - назвал видимо то, что чаще заказывают или на слуху, хотя оба эти коктейля с горчинкой. Ладно, я решила поменять своё мнение и заказать классику - виски сауэр (кислый коктейль на основе бурбона,лимонного сока,сахарного сиропа и яичного белка). На этом коктейле сразу видно навыки бармена - как он сделает яичную пену, будет ли баланс. И могу сказать,что вновь я была удовлетворена качеством напитка -начиная от объёма, заканчивая плотной белковой пеной. Ну хоть тут не облажались!
В этот вечер в театре было шоу от Тодес, в конце которого, раздавали тот самый вкуснейший торт, о котором я писала выше. И потом дискотека в этом же баре Астория.
В этом круизе контингент был в основном 30-47 лет на вид, мало детей и стариков, поэтому и музыка попса в современной обработке. В принципе, даже удалось потанцевать.
Ушла я с дискотеки во втором часу ночи и тут меня ждал неприятный сюрприз. Моя бортовая карта,она же ключ в каюту не работала. Будить коллег мне не хотелось и я пошла на ресепшен спросить временную карту или открыть дверь в мою каюту.
За стойкой ресепшена никого не было, спустя пару минут с какими то тарелками я увидела девушку ресепшиониста, которая возвращалась на рабочее место. Дальше потрясающий диалог:
-Добрый вечер, извините за беспокойство, моя карта в каюту не работает, могли бы вы открыть мне дверь или дать временную.
-Звоните охране! - на ходу ответила мне она.
-Эммм, не поняла, а куда звонить и откуда самое главное?
-Хотя у вас ключ не работает потому что там наверно кто-то закрылся. Идите и стучите.
-То есть вы мне предлагаете будить моих соседей.
От такого хамского ответа, я просто ваху* развернулась и ушла, потому что я просто не знала как продолжить с ней разговор. И это сотрудник ресепшена, которая по контракту ОБЯЗАНА решать вопросы туристов.
Мне пришлось постучать в дверь и разбудить коллег. Как потом выяснилось, никто изнутри не закрывался и карта НИ У КОГО из нас не работала!! И только одной моей коллеге вечером дали универсальную карту ключ, которой она смогла открыть каюту.
На этом хамство со стороны сотрудников ресепшена не закончилось.
Следующий день конец круиза и по правилам круизных компаний необходимо подойти на ресепшен и закрыть бортовой счет (у кого-то имеется остаток средств и их возвращают,у кого то нет и просто счет закрывается).
На утро качало из-за погоды так, что даже я с многолетним опытом работы в море плохо соображала (и нет,это не было похмелье!), поэтому не догадалась посмотреть в приложении есть ли у меня остаток средств на бортовом счете, и просто пошла на ресепшен. Отстояв 15 минут в очереди, я дала свою карту парню ресепшионисту (Вадим,если не ошибаюсь). Он проверил что-то в компьютере,повернулся ко мне,кинув мою карту на стойку со словами "А чё вы стоите то?!У вас тут ничего нет!" - такая формулировка фразы и таким хамским тоном точно не соответствует этикету работы ресепшиониста!Стыд и позор!
На этом я окончательно решила,что круизы Астории я сама продавать не буду! Не хочется,чтобы мои клиенты сталкивались с таким ужасным отношением к себе, видели этот убогий дизайн интерьера и чувствовали на себе качку. (только при условии,что человек сам выберет круиз и пропишет в сообщении,что он готов в такому недосервису и финансовой обдираловке!).
Делая вывод, печально осознавать, что до сих пор нет достойных российских морских круизов. Маршруты то хорошие, удобно,что без перелетов, а в 2025 году ещё есть и заход в Грецию. Но вот всё остальное..