Ответ на пост «Циркуль»
Школа, особенно начальная и средняя - это в первую очередь про социализацию и прививание основ трудовой дисциплины, а также взаимодействия с трудовым коллективом. Вставать в определенное время и идти на работу, соблюдать определенный режим труда и отдыха, делать домашнее задание, контроль результатов твоей деятельности, общение с вышестоящим начальством, написание заявлений, объяснительных, предоставление справок и т.п.
У меня, например, из-за того, что со всеми скитаниями по территории только что развалившегося Союза я так и не попал в детский сад (а если бы и попал, толку от нахождения в среде нацменов не было бы, кроме ещё больших дискриминации и унижения, чем переживали в то же время взрослые) со всем этим были большие проблемы, в первых классах я не соблюдал дисциплину, ходил во время урока, не понимал личных границ и не умел себя вести в коллективе. Поэтому частенько проводил время в углу. К средней школе поведение уже было скорректировано, хотя полноценно вписаться в коллектив я все равно не смог.
Да, сами рабочие задания, которые используются при этом, являются как правило нарочито искусственными, не имеющими никакого отношения к последующей жизни. Но важны не они сами как самоцель, а те умения и навыки, которые нарабатываются в ходе их выполнения. Мало кому пригодилось напрямую рисование "дорожек" из ёлочек, яблочек, грибков и закорючек в прописи - а вот выработанная при этом мелкая моторика очень даже востребована при последующем обучении письму. Как и навыки усидчивости, концентрации внимания на рабочем задании, пусть даже и бессмысленном с точки зрения исполнителя.
В средней школе одной из главных целей учебных заданий является вырабатывание умения работать с текстом источника, понимать его, конспектировать, анализировать, и по итогу - грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме (не путайте, пожалуйста, со 100%-м соблюдением орфографии, грамматики и пунктуации при письме, граммар-наци мои любимые). На каком именно материале - не столь уж важно, хотя для каждого специфического интеллектуального навыка нужен свой "тренажёр ума" - так же, как в спортзале для каждой группы мышц используется свой снаряд и комплекс упражнений. В реальной жизни тягание штанги и работа с гантелями тоже ведь никак не пригодятся.
Если же вам умение работы с источниками не понадобилось в жизни - вы, скорее всего, работаете грузчиком, а для этого вообще не нужен головной мозг - достаточно спинного. Даже когда я работал автослесарем (точнее, руководителем сервиса, но это не отменяло необходимости лично вникать в рабочие моменты, потому что кто, если не я), мне приходилось очень много работать с длинными текстами, причем на иностранном языке, искать в них нужную информацию, конспектировать, вычленять суть™, в сжатом и доступном виде доносить ее до работяг. Многие из них же "смотрят в книгу - видят фигу", и я сразу понимаю, что их в школе мало сношали рефератами, докладами и изложениями. Либо они сами уже тогда забили на свое развитие болт. Наверное, именно поэтому они работяги, а я - руководитель )
В качестве аналогии - в армии тоже ведь начинают не с тактической подготовки и обучения конкретный воинской специальности. Не знаю как сейчас, но раньше весь первый год был учебкой, и наполнен он был в основном шагистикой на плацу и установлением отношений в коллективе, с дедовщиной, выстраиванием иерархии и всем прочим.
А если просто собрать вместе группу молодежи, но не давать ей никаких заданий, пусть даже сугубо искусственных, не контролировать их выполнение и не требовать соблюдения минимальной дисциплины - у вас получится по форме и по сути молодежная банда. Именно так оно и выходит при т.н. "уличном воспитании". Продукты такого "воспитания" потом приходится долго и упорно перековывать в полезных членов общества, Макаренко не даст соврать.
Ну, а старшая школа - это подготовка к поступлению, и я не знаю, в какую шарагу вы там потом пошли, если вам не пригодились при поступлении знания, которые вам усиленно выдалбливали в 10-11 классах. Сейчас это ещё более тесно связано, поскольку ЕГЭ по сути играет роль выпускного экзамена в школе, а если вы потом не идете в ВУЗ - что вы вообще забыли в старшей школе.
В ВУЗе, конечно, все становится более строго, там за студиозусами уже не бегают как за детьми. Это уже следующий урок - личной свободы и одновременно личной ответственности.