Проходил Рамзай, когда сотовой связи в принципе не было. Даже в мечтах. Каникулы между 8 и 9м классом советской школы. Геологический кружок Школьный Факультет МГРИ. С погодой повезло. По дороге встретили группу туристов во главе с инструктором который имел ледоруб. И повязку из платка на лоб. Нечто потрясающее в наших детских глазах. Он их вёл на перевал Петрелиус. Наша руководительница велела спрятаться от них в кустах, чтобы инструктор не завернул нас с маршрута по причине малого возраста нашей команды. Сама пошла разбираться, соплячка 22 лет от роду. Огромного мужества человечек, и авантюристка каких поискать! Наш руководитель и лидер. В результате, девки из группы туристов, кудахча как куры, накормили нас, а мы были жуть как голодны. Ну, что, молодые, нагрузки для нас запредельные, жрали то, что несли на себе вместе с брезентовыми палатками и ватными спальниками в нагрузку. Рюкзаки тяжеленные. Еды мало. Конечно голодно было... Спасибо девочки, спасибо инструктор, спасибо вам группа туристов. Давно это было. Рамзай прошли на последних соплях, снег потоптали, (он пах арбузом почему то) а через два года, я в одиночку уже мотался через Юкспор ночью за хлебом который у меня и приятеля закончился. Эх! Детство!
Озеро Тахтаръявр - Ущелье Рамзая - Западный отрог Поачвумчорра - Ущелье Рамзая - Озеро Тахтаръявр
Дистанция: 23,54 км
Набор/сброс высоты: 1139 м / 1110 м
Шаги: 37318
Подъем в этот день был в 6 утра, так как днём ранее мы не дошли до Тахтаръявра (с саамского переводится как озеро, пригодное для желанного отдыха) и надо было немного нагнать время. В 8 уже мы вышли к озеру. Если до этого маршрут был для меня новым, то начиная от долины реки Малой Белой места мне были уже знакомыми и родными.
Небо с утра было затянуто, но облака были выше, чем днем ранее и имели интересную форму.
Тропа вдоль ручья Ферсмана простая, в какой то момент начинается небольшое болото, которое легко проходится в трекинговой обуви. После она упирается в старую геологическую дорогу, по которой могут без проблем проехать внедорожники и квадроциклы прямо до Тахтаръявра.
Ручей Ферсмана
Брод через Ручей Ферсмана, старая геологическая дорога
Далее мы идём вверх по течению Малой Белой, где в какой-то момент сделаем привал у периодически пересыхающего озера. Честно говоря, я ни разу не видел его полноводным вживую, потому что хожу в походы по Северу исключительно осенью, когда все снега растаяли и вода из озера ушла.
Пересохшее озеро
Тропа к Тахтаръявру, долина Малой Белой
Придя на озеро мы начали искать место под стоянку. К нашему счастью ни на одной стоянке у озера не было людей, поэтому мы заняли самую красивую (по моему скромному мнению), которая находится рядом с местом продолжения русла Малой Белой.
Лично для меня эта долина и в частности озеро - самое красивое место в Хибинах, по крайней мере пока что. Всё же я прошел не все Хибины вдоль и поперек. Это озеро когда-то заняло 3е место среди самых красивых озер России по версии покинувшего нас канала Discovery Russia.
Долина эта легкодоступна, до озера идёт старая геологическая дорога от ж/д станции "Хибины", которую можно пройти часа за 4-6, если не торопиться. Сюда спокойно можно прийти на кемпинг на неделю и от озера уже ходить в радиалки, а радиальных маршрутов тут предостаточно: можно залезть на гору Петрелиуса и оба его перевала, можно залезть на самую высокую гору Хибин - Юдычвумчорр (куда мне уже второй год не получается забраться), можно пойти через ущелье Рамзая и залезть на Западный отрог горы Поачвумчорр, а потом пойти на пик Бастион основного хребта Поачвумчорра, так же можно сходить на два безымянных озера, которые находятся рядом в цирке Тахтарвумчорра, или дойти до Восточного перевала Арсенина или Ферсмана и залезть на пик Ферсмана, а можно вообще залезть на перевал Буревестник (2А) без спуска на другую сторону, насколько знаю со стороны Малой Белой подъем довольно несложный, нежели с другой стороны. Интересных маршрутов, которые можно пройти от озера в радиалку хватает и все они довольно интересные и красивые. В общем для меня, как для фотографа, это озеро и долина обязательны к посещению.
В прошлом году, когда я тут был, я хотел сфотографировать это озеро в штиль, когда озёрная гладь представляет собой идеальное зеркало. В этот раз мне это удалось, правда в нережимное время и только на телефон. Как только мы поставили лагерь начался сильный ветер, который будет нас сопровождать все оставшиеся дни похода.
Наш лагерь на Тахтаръявре
Тахтаръявр во время штиля
Перекусив и поставив все оттяжки на палатки мы отправились в радиалку. По планам у нас было пройти долину Малой Белой, далее через ущелье Рамзая и залезть вначале на западный отрог Поачвумчорра (с саамского Гора (у) оленьей долины) через седловину, а после опять же через седловину подняться на сам хребет, на пик Бастион.
И опять небольшая историческая справка о том, кто такой Вильгельм Рамзай, а заодно и Освальд Чильман, Альфред Петрелиус и Виктор Гакман, чьими именами названы перевалы, горы, ущелья и реки в Хибинах.
Вильгельм Рамзай — российский и финляндский геолог, иностранный член-корреспондент АН СССР (1925), исследователь Хибин и Ловозерских тундр. Кольская эпопея Рамзая началась в 1887 году, когда финляндское общество исследователей фауны и флоры организовало комплексную экспедицию в Русскую Лапландию. Состав ее был представительным: профессоры зоолог Юхан Пальмен и картограф Альфред Петрелиус ботаники Освальд Чильман и Виктор Бротериус, врач Рейнхольд Энвальд. Помощники — Давид Шестранд и Густав Нюберг.Экспедиция базировалась в Коле и работала по нескольким направлениям. Часть людей исследовала Кольский залив, полуостров Рыбачий. Основной отряд — Рамзай, Петрелиус, Чильман, Пальмен — в июле-сентябре 1887 года пешком и на лодках прошел по маршруту: Кола — Карозеро (12 июля) — Ловозеро (24 июля) — погост Воронинский (12 августа) — Иоканьга (3 сентября).
В Ловозерском погосте сделали длительную остановку. Здесь впервые они открыли не отмеченный на карте горный массив Луяврурт — Ловозерские тундры, отделенный от Хибинских гор бассейном Умбозера, и исследовали его. Массив был сложен из нефелиновых сиенитов, а высота составляла более тысячи метров. Здесь отряд разделился. Пальмен и Петрелиус на лодках прошли весь Поной от истока до устья. А Рамзай с Чильманом, двигаясь на восток, вышли к реке Иоканьге и спустились по ней к морю, где исследовали район Святого Носа. 10 сентября обе группы встретились в Поное и через Архангельск вернулись в Финляндию.В 1891 и 1892 годах исследования Кольского полуострова продолжились. Теперь объектом пристального внимания Рамзая стал Умптек — Хибинские горы. Его новым помощником в геологических работах стал талантливый петрограф Виктор Гакман. Участвовали в экспедициях также геодезист-картограф Петрелиус и Шестранд.
За два полевых сезона ученые детально изучили Хибины. Была составлена геологическая карта района. Рамзай установил, что Кольский полуостров является природным продолжением Скандинавии и назвал всю эту область Фенноскандией. Этот геологический термин прочно укрепился в научном мире. Он отметил большое рельефное сходство Ловозерских и Хибинских тундр, объяснил это одинаковым геологическим строением и составом щелочных пород, а также влиянием ледника. Петрелиус впервые в этом районе выполнил геодезические и астрономические работы. Он определил высоты наибольших гор и вычислил их координаты. Была составлена гидрографическая карта, на которой указывались водоразделы и принадлежность рек к бассейнам Имандры, Умбозера или Ловозера, а также отмечались наибольшие глубины в озерах. Были открыты новые минералы — эвдиалит, астрофиллит, лопарит. Географической картой Кольского полуострова, составленной Петрелиусом, пользовались советские исследователи двадцатых годов. Двухтомный труд Рамзая и Гакмана "Нефелино-сиенитовая область на Кольском полуострове" высоко ценили российские ученые А. Е. Ферсман и Б. М. Куплетский, для них он стал отправной точкой в их собственных исследованиях.
Преодоление ущелья Рамзая (н/к) не взывает никаких сложностей, тропа легко читается, периодически надо идти по сыпухе и крупному курумнику. Год назад мы переходили это ущелье в непогоду, сильный ветер и по сумеркам, из-за чего сбивались с тропы и шли довольно долго и тяжело. Но в хорошую погоду ущелье проходится примерно за полчаса, если не меньше.
Начало ущелья со стороны Малой Белой
В самом ущелье есть как минимум три памятные таблички.
Сразу после выхода из ущелья мы не спускались, а наоборот шли наверх, на седловину между отрогом и основным хребтом Поачвумчорра. К сожалению, фотографий с подъема нет, но есть видео, которое будет (или уже есть) во влоге обо всем походе. Но основная суть подъема в том, чтобы держаться на подъеме правее седловины, так как слева находятся вертикальные скальники. Мы же вначале до середины горы поднимались слева, до гряды черных скальников, выступающих как ступени, по ним прошли в праву часть подъема на седловину, и оттуда продолжили наборы высоты, пока не вышли на перемычку, откуда нам открылись шикарные виды на гору Юдычвумчорр, гору и перевалы Петрелиуса (оба н/к). А над Западным Петрелеиуса даже был виден перевал Крестовый (2А). В обратную же сторону виден Кировск, озера Малый и Большой Вудъявр, хребет Поачвумчорр, Кукисвумчорр и гора Айкуайвенчорр, где находится горнолыжный курорт.
Вид со стороны подъема
Также на седловине хорошо ловят связь и интернет. Тоже самое и на Бастионе, а вот на вершине западного отрога Поачвумчорра связи практически не было.
Вид с седловины. Слева направо: западный отрог Поачвумчорра (1086,2 м), Юдычвумчорр, перевал Петерлиуса Западный, а над ним перевал Крестовый, Гора Петрелиуса, перевал Петрелиуса Восточный, хребет Поачвумчорр, кулуар перевала Буревестник
Немного передохнув на перемычке, мы начали подъем на западный отрог. Сколько я не искал на картах и в открытых источниках, но так и не нашёл есть ли название у этого западного отрога. Только в одном видео находил, как кто-то называл его горой Аксая, но подтверждения этому названию нигде на нашел. Поэтому пусть так и остается безымянным западным отрогом Поачвумчорра с вершиной 1086,2 м.
Подъем с седловины на вершину несложный и недолгий, местами надо лезть на невысокие скалы, но все безопасно и легко. А сверху открывается шикарный вид на долину Малой Белой…
Слева направо: Влада, Денис, Дима и Алина
К моменту, когда мы начали спуск обратно на седловину, начало вечереть, а мы ещё, напомню, хотел подняться на пик Бастион и погулять там по плато. Подъем занял бы от силы часа пол, а прогулка ещё час - полтора, что в итоге привело бы нас к тому, что спускаться вниз и переходить ущелье Рамзая нам пришлось бы по темноте, а это такая себе перспектива. Поэтому мы приняли волевое решение возвращаться обратно в лагерь.
В итоге мы спустились и перешли ущелье только с наступлением сумерек. Спуск дался довольно легко, особенно по сыпухе, а ущелье было ничем не сложнее, чем несколькими часами ранее в другую сторону.
К моменту возвращения в лагерь у меня настолько болели ступни, что я просто пришёл и лег на пенку, укрывшись сверху спальником, пролежал так два часа, даже не ужиная. Чуть позже ноги отошли, уже стемнело и показали неплохое северное сияние, которое мы все принялись снимать. А после уже и легли спать без задних ног.
Северное сияние на Тахтаръявре
День 6
Радиальный выход:
Озеро Тахтаръявр - Юго-Восточный склон Юдычвумчорра - Безымянные озёра в цирке Тахтарвумчорра - Озеро Тахтаръхявр
Дистанция: 13,26 км
Набор/сброс высоты: 756 м / 756 м
Шаги: 19171
Это был самый лёгкий день похода, потому что целиком и полностью состоял из одного большого радиального выхода. В наших планах был подъем на плато Юдычвумчорр (с саамского переводится как гора гудящей долины), но не стандартным способом с седловины перевала Западного Петрелиуса, а по Юго-Восточному склону горы. Почитав некоторые отчёты о походах и изучив треки на OpenStreetMaps я понял, что там есть несложный и относительно безопасный подъем на плато.
Подъем был у нас в 8 утра, а на маршрут после завтрака мы вышли в 10. Пройдя километра полтора в сторону ущелья Рамзая, как мы ходили днем ранее, я встретил знакомого гида, который вёл группу на Западный перевал Петрелиуса - Гарри Невельского. Очень рекомендую ознакомиться с его блогом и постами. Немного поговорив и обсудив наши маршруты, я заметил, что забыл в лагере экшн камеру для влога, попросил ребят меня подождать, а сам побежал обратно за камерой. У озера разговорился с мужчиной, которого мы видели, когда шли на перевал Восточный Арсенина, он тоже собирался лезть на Юдычвумчорр, но стандартным маршрутом. Также он рассказал, что некоторое время назад в долине ручья Ферсмана наблюдался косолапый и скорее всего тот, чей помёт мы видели у лагеря, когда стояли там.
Всё время, пока мы шли к подножию горы дул очень сильный ветер. У самой горы ветра особо не было, и мы решили попробовать подняться до какой-нибудь определённой высоты и проверить, будет ли ветер там, и в зависимости от его силы решать подниматься на Юдычвумчорр или нет.
Само собой чудес не бывает, и чем выше мы поднимались тем сильнее ветер становился. И если по началу он сносил только девушек, то потом начал сносить уже и парней. В итоге мы приняли решение, что в этом году Юдычвумчорр нам не покорится, а вместо этого пойдем до безымянных озёр в цирке Тахтарвумчорра. Правда у нас был минус один. У Димы начало болеть колено и он решил с нами не идти, а вместо этого отправился отдыхать в лагерь. Так бывает, когда по горам не ходят, а бегают.
Как только мы перешли Малую Белую вброд по камням, перед нами начали открываться поля с черникой и гонобобелем, а ещё… с прошлогодним медвежьим помётом, которого было чуть ли не больше, чем самой ягоды. Именно в этих местах в прошлом году я (и не только я) встретил медведя.
Вот видео от Гарри Невельского, который прогонял его дроном с тропы ведущей на перевал Западный Петрелиуса.
Цирк Тахтарвумчорра
Вначале мы решили забраться на большой камень в северной части цирка, по дороге к нему начала хорошо ловить связь (Йота/Мегафон) 4G, интернет стабильно работал, но мы не смогли дозвониться в МЧС, чтобы сообщить, где мы. В итоге я написал через телеграм супруге, чтобы она позвонила в МЧС, и сказала, что с нашей группой всё хорошо, и дату, когда мы выйдем на связь через базу КСС Куэльпорр.
На нижнее озеро мы посмотрели только сверху и пошли к верхнему озеру.
Верхнее и нижнее озера
Погуляв в цирке у озёр мы отправились обратно в лагерь, чтобы успеть поснимать закат на Тахатръявре, но по пути наткнулись на огромное поле гонобобеля и медвежье помета. И решили от души его наесться. Голубики, а не медвежьих отходов жизнедеятельности, естественно. Гонобобеля было так много, что каждый набрал его по имеющейся с собой бутылке. И позже в лагере я сварил очень концентрированный морс из ягоды.
Гонобобель
В лагерь мы вернулись как раз вовремя для съемки заката. Но ветер так и не утихал, поэтому моя мини мечта снять Тахтаръявр на фоне заката с идеально зеркальной водой была отложена до лучших времен. Тем не менее я снял озеро на длинной выдержке и на дрон сверху, даже несмотря на сильный ветер.
Тахтаръявр на длинной выдержке
Долина Малой Белой и Тахтаръявр
Когда мы встретились с Гарри, он рассказал, что на сегодняшнюю ночь обещают хороший прогноз на Северное Сияние, что-то в районе Kp 6. Единственная проблема, что при таких параметрах всё сияние может с Севера сильно улететь на Юг, что, скорее всего и случилось. Тем не менее что-то снять ночью да получилось.
P.S. Так как Пикабу ограничивает загрузку медиа (фото или видео) до 25 шт на пост, то с полной статьей с огромным количеством походных фотоматериалов можно ознакомиться по ссылке тут.
P.S.S. Кадры, которые я снял на фотоаппарат и дрон во время похода можно посмотреть в альбоме тут.