Продолжение поста «Поистине судьбоносный выбор белорусского народа. Ровно 30 лет назад Александра Лукашенко избрали Президентом»
2020–2024 годы. Совершенствование конституционного базиса, нацеленного в будущее
«Любая власть на то и власть, на то называют ее и элитой общества, чтобы идти немножко впереди народа и показывать тот путь, по которому этот самый народ вместе с этой властью должны двигаться. А для этого надо немножко заглянуть вперед, за горизонт», — отмечал Глава белорусского государства на торжественной церемонии подписания Решения республиканского референдума в марте 2022 года. И подчеркивал: «Нам предстоит заново выстроить иерархию нормативных правовых актов. Органично вплести в нее решения Всебелорусского народного собрания». Ныне, два года спустя, можно смело констатировать: иерархия эта выстроена.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Народ Беларуси сделал свой выбор. Выбор в пользу эволюционных преобразований политической системы. Демократично, в соответствии с нашими белорусскими законами. Народ проявил мудрость и национальную зрелость. В условиях напряженной международной обстановки, угроз нашему традиционному укладу жизни мы сделали серьезный шаг на пути укрепления суверенитета страны. Сделали его, опираясь на собственный опыт конституционного реформирования, беря под защиту исконные ценности, накопленные за многовековую историю белорусского народа. Народа, который в переломные моменты всегда делал выбор в пользу мира, созидания и укрепления основ нашей государственности.На торжественной церемонии подписания Решения республиканского референдума, 4 марта 2022 года.
Исторический момент
Совершенствование национального законодательства было поистине всенародным. Причем на широкое общественное обсуждение выносились не только отдельные, наиболее общественно значимые законопроекты — всенародному обсуждению был подвергнут даже проект Основного Закона. На торжественной церемонии подписания Решения республиканского референдума 4 марта 2022 года Президент Беларуси Александр Лукашенко отмечал:
— В общей сложности в разработке и обсуждении участвовало более миллиона белорусов. По итогам мы получили порядка 10 тысяч отзывов от населения. Поступило много рациональных предложений, часть из них мы отразили в обновленных статьях Конституции. Инициативы, которые не носят характер конституционных правок, будут учтены при совершенствовании других законов, которые мы примем в развитие Конституции. Без преувеличения новая редакция — это народный документ. Неудивительно, что люди его поддержали.
27 февраля 2022 года состоялся конституционный референдум, в ходе которого были приняты важнейшие, а в определенной степени даже судьбоносные решения.
Одним из важнейших решений референдума стала институционализация Всебелорусского народного собрания. Причем по мере работы над изменениями в Конституцию совершенствовался и подход к законодательному закреплению института ВНС. А с учетом общественного обсуждения данный институт приобрел достаточно завершенный вид в плане детального законодательного регулирования на уровне Закона «О Всебелорусском народном собрании».
По итогам референдума-2022 утвержден план законопроектной деятельности, предполагающий корректировку около 90 законов. Но и ими реализация положений конституционного референдума не ограничивалась.
Предварительные итоги законодательного совершенствования Глава государства подвел 24 апреля 2024 года на VII Всебелорусском народном собрании, впервые состоявшемся в новом — конституционном — статусе:
«Сегодняшнее событие фактически делит историю политической жизни страны на до и после. И это эволюционное движение и развитие. Историчность момента определяют не только новый статус, новые функции, новые полномочия вас, делегатов. Важно не что, а как мы делаем — как совершенствуем модель политического устройства. Не ломая уклада, не отказываясь от традиций — эволюционно, по-белорусски взвешенно, без резких движений, опираясь на мнение большинства».
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Мы не просто укрепили, я бы сказал, зацементировали наши принципы: суверенитет, сохранение исторической памяти, патриотизм, защита традиционной семьи как союза женщины и мужчины и многое другое. Да, названные нормы не вписываются в ультрамодные правовые тенденции глобальной либералистической идеологии. Но это наш путь, наш цивилизационный и моральный выбор.
На торжественной церемонии подписания Решения республиканского референдума, 4 марта 2022 года
ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ
Светлана Любецкая, судья Конституционного Суда Республики Беларусь, в 2019 — 2024 гг. — председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству, делегат VII Всебелорусского народного собрания:
— Конституционная реформа 2022 года происходила в объективно непростой обстановке, обусловленной в том числе серьезными геополитическими вызовами. С учетом всех внутренних и внешних факторов при обновлении Основного Закона стояла суперзадача: не только внести корректировки в Конституцию, которые обеспечили бы правовую основу для современного этапа развития и ближайшей перспективы, но и создать мощный конституционно‑правовой фундамент для неуклонного эволюционного развития Беларуси как демократического социального правового государства. Сохранив фундаментальные конституционно‑правовые ценности и принципы, зарекомендовавшие себя в течение длительного периода, а также усовершенствовав проверенные временем конституционно‑правовые механизмы, нужно было наполнить Конституцию новыми положениями, которые бы ориентировали народ и государство на тот образ будущего, к которому мы стремимся. Президентом была поставлена амбициозная задача (как показало время — стратегически верная) «заглянуть за горизонт». В таком свете рождались новые и корректировались действующие нормы, касающиеся основ конституционного строя, личности, общества и государства, избирательной системы, местного управления и самоуправления. Серьезной трансформации, в том числе с учетом перераспределения полномочий Президента, Парламента, Правительства исходя из их конституционных функций, подверглись положения, регламентирующие правовой статус и компетенцию данных институтов. Появился новый конституционный орган — Всебелорусское народное собрание как высший представительный орган народовластия. Конституционные положения о социальном характере белорусского государства получили развитие и содержательное наполнение в виде усиления гарантий социальных прав.
В итоге все положения обновленной Конституции, которые предлагались на референдум, прошли под эгидой Конституционного Суда тщательную, кропотливую проработку специалистами в области права, а также подверглись широкому общественному обсуждению. В связи с этим обновленная Конституция может полноправно быть названа Конституцией будущего.
Игорь Марзалюк, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке, научный редактор и соавтор учебных пособий по истории белорусской государственности, делегат VII Всебелорусского народного собрания:
— Порой от оппозиции приходилось слышать, будто наша власть против традиций. Чуть ли не отечественной истории. Ложь все это! Реальные факты показывают: мы культивируем все то, что говорит о нас как о народе с самобытной историей, культурой, языком, традициями. В том числе и традициями государственности. Президент уделяет огромное значение изучению нашего прошлого, появлению новых учебников и новых курсов. Таких, к примеру, как «История белорусской государственности», в создании которого я принимал участие. Почему на государственном уровне придается такое значение изучению нашей истории? Все очевидно. Учебники не должны быть просто собранием неких фактов, нанизанных на один стержень. Еще любое историческое пособие должно отвечать на три важнейших вопроса: откуда мы, почему мы такие, какие есть, как нам строить свое будущее, исходя из традиций прошлого. Каждый учебник должен учить не только предмету — он должен учить патриотизму. Показывать, что в прошлом были тяжелые периоды. Но наши предки не предали себя, свою душу, свою традицию. И сделали все, чтобы белорусы существовали на этой планете. Глава государства неизменно подчеркивает: лишь национальные консолидация и солидарность (как это видно из прошлого) — гарант нашего суверенного существования. Когда говорим про обретение независимости, надо понимать, что мы прошли нелегкий путь. От кризиса начала девяностых к стабильности сегодняшнего дня. Успешность и порядок во всем — главный бренд современного белорусского государства, закономерный итог исторического развития Беларуси.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Мы не отказались от советских демократических традиций, дополнив их современными, соответствующими духу нашего периода и его истории. И в этом наша сила. Сила, которая формирует нацию, укрепляет национальную государственность… Мы в принципе не отделяем власть от народа. Первый Президент, руководители всех уровней — выходцы из самых простых семей. В Беларуси есть только один путь к высоким должностям — через умение и желание честно работать на благо своей страны.На заседании VII Всебелорусского народного собрания, 24 апреля 2024 года.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Мы вместе усилили важнейшие идеи, принципы, цели дальнейшего развития страны. Другими словами, вместе определили контуры идеологии белорусского государства, источником которой и является наш Основной Закон. Помните, мы долго говорили о выработке идеологии государства, государственной идеологии. Давайте будем считать, что нынешняя Конституция, которую мы писали все вместе, всем народом, Конституция Республики Беларусь и есть наша идеология.На торжественной церемонии подписания Решения республиканского референдума, 4 марта 2022 года.
Совершенствование национального законодательства продолжается. В ноябре прошлого года Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ № 380, которым был утвержден план подготовки проектов законодательных актов на 2024 год. При отборе законопроектов учитывались реальная потребность общества в урегулировании соответствующих отношений и приоритетность их правовой регламентации. Особое внимание уделялось соблюдению требований системности, комплексности и стабильности правового регулирования.
Запланирована подготовка 23 проектов законов, в том числе пяти проектов, составляющих бюджетный пакет, и пяти новых проектов (Кодекса о здравоохранении, законов «О потребительском кредите (микрозайме)», «Об аккредитации в Национальной системе аккредитации», «О независимой оценке и сертификации квалификаций», «О риелторской деятельности». Предусмотрена также подготовка 13 проектов, направленных на приведение законов в соответствие с законодательными актами, международными обязательствами нашей страны, а также на совершенствование норм законов с учетом практики применения.
Кодификация Беларуси (действующие кодексы)
Существенное значение для совершенствования законодательства имеет проведенная в стране кодификация. Новейшие идеи современного права и основные принципы регулирования отношений заложены в белорусских кодексах, создавших условия для дальнейшего развития экономики, общества и государства.
♦ Банковский кодекс
♦ Бюджетный кодекс
♦ Водный кодекс
♦ Воздушный кодекс
♦ Гражданский кодекс
♦ Гражданский процессуальный кодекс
♦ Жилищный кодекс
♦ Избирательный кодекс
♦ Кодекс о браке и семье
♦ Кодекс о земле
♦ Кодекс о недрах
♦ Кодекс о судоустройстве и статусе судей
♦ Кодекс об административных правонарушениях
♦ Кодекс об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (вступает в силу 23 июля 2024 г.)
♦ Кодекс об образовании
♦ Кодекс внутреннего водного транспорта
♦ Кодекс гражданского судопроизводства
♦ Кодекс торгового мореплавания
♦ Кодэкс аб культуры
♦ Лесной кодекс
♦ Налоговый кодекс (Общая часть)
♦ Налоговый кодекс (Особенная часть)
♦ Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях
♦ Трудовой кодекс
♦ Уголовно-исполнительный кодекс
♦ Уголовно-процессуальный кодекс
♦ Уголовный кодекс
♦ Хозяйственный процессуальный кодекс
♦ Таможенный кодекс Евразийского экономического союза
Белорусское законодательство сегодня
(по состоянию на 9 июля 2024 г.)
Законодательных актов — 133 693.
Решений органов местного управления — 132 889.
Международных договоров — 17 157.
ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ
Александр Шпаковский, член Конституционной комиссии, созданной 15 марта 2021 года, депутат Палаты представителей, делегат VII Всебелорусского народного собрания:
— С высоты сегодняшнего момента, когда человечество вплотную приблизилось к пропасти третьей мировой войны, очевидно, насколько далеко за горизонт сумел заглянуть Глава государства в 2020 году, рассматривая попытку госпереворота в Беларуси как элемент навязываемого миру управляемого хаоса, грядущего кризиса глобальной безопасности. Белорусским лидером были инициированы значимые политические шаги по стабилизации ситуации в республике и созданию нормативно-правовых механизмов, гарантирующих суверенное развитие с учетом неблагоприятного прогноза международной обстановки. Необходимо подчеркнуть, что принятые Президентом меры соответствовали белорусской традиции прямой демократии, власть целенаправленно выдавливала дискуссию о будущем страны с улиц в легальное правовое поле, опираясь на большинство законопослушных граждан. Важнейшими событиями в этой связи стали проведение VI ВНС, создание и работа Конституционной комиссии, предложившей обществу новую редакцию Основного Закона страны. Свидетельством абсолютного торжества идей мира и законности над провокаторами, путчистами и их внешними спонсорами стало широкое всенародное обсуждение конституционных новелл и массовая поддержка новой редакции Конституции на референдуме в феврале 2022 года. Последующие действия в развитие конституционной реформы завершили процесс фундаментальных изменений белорусской политики в области безопасности и обороны. В результате принятых управленческих мер наша страна не только избежала пагубного сценария, но и вошла в глобальный геополитический шторм абсолютно подготовленным государством, имеющим достаточные возможности в политическом, экономическом и военном плане.
Ольга Шпилевская, председатель ОО «Белорусский союз женщин», член Президиума Всебелорусского народного собрания:
— В Беларуси все три минувших десятилетия внутренняя политика строилась на принципах народовластия. Но придание Всебелорусскому народному собранию конституционного статуса и поднятие тем самым статуса наших общественных организаций, гражданского общества в целом на новый уровень — это особая история. Президент Александр Лукашенко часто говорит о том, что мы находимся на переломном этапе: идет смена поколений. И чтобы она проходила спокойно и без потрясений, нужно готовить к этому почву. Проходящее в эти годы конституционное и законодательное обновление — это те нужные и правильные зерна, которые закладываются, чтобы избежать каких‑либо негативных нюансов в будущем. Мы в Конституции закрепили гражданское общество как институт, который способен не только участвовать в обсуждении государственных дел, но и принимать конкретные решения на уровне государства. И даже отменять решения государственных органов, которые ВНС посчитает идущими вразрез с интересами страны и ее народа. Это достаточно смелый шаг. Обратите внимание, в Президиуме Всебелорусского народного собрания — представители многих общественных организаций. Но особое внимание в нашей стране всегда уделялось женскому движению, и я Главе государства за это весьма благодарна. Это позволяет ощущать не только высокое доверие, но и ответственность, которую каждая женщина — член нашей общественной организации несет перед страной. И тот факт, что руководитель женской общественной организации стала членом Президиума ВНС, говорит о многом. Ведь когда доверяют женщине, это означает, что все будет хорошо. Потому что женщины — это сегодня сила, которая оказывает огромное влияние. И не только в нашей стране, но и в мире в целом.
Александр Радьков, почетный председатель РОО «Белая Русь», первый заместитель Главы Администрации Президента в 2010 — 2014 гг., помощник Президента в 2014 — 2015 гг., заслуженный деятель науки Республики Беларусь, доктор педагогических наук, профессор, делегат VII Всебелорусского народного собрания:
— Что можно развивать? Только то, что заранее было свито. Наша белорусская государственность изначально была свита этносом, который сформировался на наших землях — Полоцким княжеством, Великим Княжеством Литовским, Белорусской ССР. Но по-настоящему наше государство начало развиваться 30 лет назад. Люди стали осознавать, что для развития суверенного государства нужны определенные очень ответственные шаги. И прежде всего нужен сильный, волевой и авторитетный лидер. И когда народ доверил ему государство, мы по-настоящему стали развиваться системно в промышленности, сельском хозяйстве, образовании, медицине, социальной сфере. Это важное народное решение, потому что сильный лидер армирует общество. К нему сходятся здоровые силы, авторитетные, патриотические люди. Они дают ему возможность решать эти стратегические задачи формирования сильного, заметного в международном сообществе государства.
Понятно, что в мире есть соперничество, есть недоброжелатели. Но именно это армирование лидером его властной вертикали позволило нам устоять, более того — интенсивно развиваться и эволюционно совершенствоваться все эти три десятилетия. Ныне армирование общества обеспечивают обновленная Конституция и законодательство, приведенное в соответствие с ней, а также Всебелорусское народное собрание в конституционном статусе. Причем армирование двойное: вертикальное обеспечивают государственные органы управления, а горизонтальное осуществляет Всебелорусское народное собрание. И такое двойное армирование системно укрепляет и государство, и общество.
Конечно, все это большая ответственность. Но при таком армировании и при таком лидере, я уверен: мы справимся. И нашу любимую Родину будем и впредь успешно развивать.