Ответы к посту
Беломорканал

Ответ на пост «Беломорканал»

Кто знает (или догадается, или читал) и может сказать как данный пост связан вот с этой книгой?

Ответ на пост «Беломорканал» Беломорканал, История России, Заключенные, СССР, Telegram (ссылка), Ответ на пост

Ответ на пост «Беломорканал»

Ещё несколько фактов о Беломорско-Балтийском канале.

"Каково было значение Беломорско-Балтийского канала? До войны грузоперевозки по ББК не исчерпывали его пропускной способности. В 1940 г. общий объем перевозок составил 1 млн. тонн, что составляло 44% проектной мощности. А после Великой Отечественной войны этот показатель даже снизился. Зато полностью оправдались расчеты о громадном военно-стратегическом значении ББК. Если до открытия канала суда тратили на переход из Ленинграда в Архангельск 17 дней, то с начала навигации такой путь стал занимать не больше 4 дней. Судовой путь пролегал по советской территории, что создало условия для усиления советской военно-морской мощи на Севере путем межтеатрового маневра кораблей Балтфлота. При отсутствии канала создание сколько-нибудь значительных морских сил на Севере было невозможно. Семнадцатидневный переход вокруг Скандинавии при полном отсутствии промежуточных баз, невозможности пополнения запасов был не под силу военным кораблям среднего и малого водоизмещения. Дальность плавания советских эскадренных миноносцев того времени составляла 1700 миль, а между Кронштадтом и Полярным лежали 2300 миль штормового моря.

Открытие навигации по ББК дало стратегический выигрыш почти немедленно. Все 20-е годы в Белом море продолжалась «тюленья война»: конфликт между СССР и Норвегией из-за биологических ресурсов. Каждую весну сотни норвежских и английских траулеров входили в горло Белого моря и методично выбивали беломорского тюленя. Попытки слабых судов морской пограничной охраны вмешаться в ситуацию немедленно пресекались норвежскими и британскими военными кораблями. Насколько широко была поставлена «силовая поддержка», видно из того, что на границе территориальных вод СССР в путину постоянно находилась эскадра британского флота, с крейсером в качестве флагмана. Дело дважды, в 1929 и 1930 годах, доходило до обстрела советской территории норвежскими кораблями.

Урегулировать конфликт политическим путем было невозможно: королевство Норвегия не признавало СССР. Зато летом 1933 г., с переброской по каналу подводных лодок, норвежская сторона настолько изменила свою позицию, что стало возможным восстановление между странами дипломатических отношений. До начала Великой Отечественной войны было проведено 6 операций по переброске каналом эскадренных миноносцев, 2 операции по переброске сторожевых кораблей и 9 перебросок подводных лодок. Три корабля, эсминцы «Сталин» и «Войков» и подводная лодка Щ-404, по Северному морскому пути перешли на Дальний Восток и вошли в состав ТОФ (переброска кораблей этого класса другим путем для СССР в 30-е гг. была невозможна).

Всего в 1933—1941 гг. по каналу было переведено на Север 10 эсминцев, 3 сторожевых корабля и 26 подводных лодок. Последние корабли прошли по трассе 29 августа 1941 г..

Значение ББК для обороны СССР вполне осознавалось военными деятелями Запада. В 1940 г., когда Англия и Франция готовились в порядке помощи Финляндии высадить десант на севере СССР, командующий французским флотом адмирал Ж. Дарлан настаивал на захвате канала неповрежденным, считая его использование союзниками ключевым фактором для захвата Ленинграда. Все оперативные планы финской армии, составлявшиеся в 1940— 1941 гг., непременно предусматривали захват либо вывод из строя сооружений канала, который считался в Хельсинки «главной опорой» Советской власти в Карелии. А военно-морской атташе Германии в мае 1941 г. высказывал тревогу по поводу того, что «Балтийский и Северный флоты русских благодаря Беломорскому каналу служат резервом друг для друга»."

Михаил Моруков

Показать полностью

Беломорканал

Беломорканал Беломорканал, История России, Заключенные, СССР, Telegram (ссылка), Длиннопост
Беломорканал Беломорканал, История России, Заключенные, СССР, Telegram (ссылка), Длиннопост
Беломорканал Беломорканал, История России, Заключенные, СССР, Telegram (ссылка), Длиннопост
Беломорканал Беломорканал, История России, Заключенные, СССР, Telegram (ссылка), Длиннопост
Беломорканал Беломорканал, История России, Заключенные, СССР, Telegram (ссылка), Длиннопост

Беломоро-Балтийский канал — крупный водный путь, соединяющий Белое море с Онежским озером и Балтийским морем. Одна из самых масштабных галош первой пятилетки, построенная в рекордно короткие сроки, с лета 1931 г. по лето 1933 г. В строительстве принимало участие более 125 тыс. осужденных ГУЛага.

Для тех кто спешит написать в комментариях о рабском бесплатном труде, заключенные принимавшие участие в строительстве получали повышенную норму питанию. Перевыполнявшие план получали усиленный хлебный паек, премиальное блюдо.
Не только на еде всё было подвязано, были финансовые поощрения, можно было скоротать отсидку, зачёт 3 рабочих дней за 5 дней срока, а для ударников — «день за два». Ещё выдавали грамоты, благодарность, помещение на доску почёта. И одна из главнейших вещей — получение квалификации. Вчерашние бандиты обретали настоящую профессию.

Общая протяженность канала — 227 км, средняя глубина составила 5 метров. Имеет 19 шлюзов. Уже в первую навигацию 1933 года по каналу было перевезено 1 млн. 143 тыс. тонн грузов и 27 тыс. пассажиров.

Источник (стр. 34)

Беломорканал Беломорканал, История России, Заключенные, СССР, Telegram (ссылка), Длиннопост

Документ о досрочном освобождении и сокращении срока заключенных, участвовавших в строительстве канала.

Источник

Телеграмм канал «Чемоданчик Пруфов»

Показать полностью 6
Отличная работа, все прочитано!