При прохождении качающихся элементов появляется риск удариться о рельс, преимущества жëсткой системы страховки не понятны, т.к трасса всегда проходиться гуськом и срыв одного из участников тормозит следующих за ним, с тросом можно сделать не менее безопасную систему, проблема отсутствия страховки, в момент перецепления карабина решается дублирующим карабином и двухминутным инструктажëм о недопустимости отшëлкивания двух карабинов сразу. Преимущество стальной конструкции парка так же туманны, для комфортного прохождения трассы необходимо некоторое пространство, что сокращает максимальнок количество людей на одной платформе до веса, который вполне может выдержать деревянная конструкция
UPD:
Инструктаж разумеется необходимо проводить с демонстрацией и практикой внизу + необходимо брать бумажки о всë слышал, буду соблюдать ТБ, беру ответственность за полученные травмы на себя
Мой первый пост был про «бесприбыльный, но полезный стартап» — канатную дорогу для эвакуации раненых бойцов с поля боя. А сегодня рассказ пойдет про самый что ни на есть прибыльный. По косточкам разберу топовую бизнес-идею 2024 / 2025 сезонов — позволяющую запустить бизнес без конкурентов. Очень смелое утверждение — но так оно и есть, аргументы будут ниже.
Зовут меня Михаил Мишенин и я более 20 лет занимаюсь проектированием и производством парков развлечений для детей и взрослых.
А какой настоящий пикабушник не мечтает купить веревочный парк, верно ведь? :-)
Строго говоря статья ориентирована на серьезных дяденек-бизнесменов. Но интересно, надеюсь, будет всем. А если кто решит утащить фактуру бизнес-плана веревочного парка для реферата по экономике – я разрешаю. Ибо в сегодняшнем посте будет самая что ни на есть «живая» и полезная информация с конкретными финансовыми расчетами и реальными цифрами.
Вопрос 1. Во что инвестировать в 2024/25 году? Бизнес-план веревочного парка
Еще пару лет назад я говорил классическое «кризис — окно возможностей». Мол, оглянитесь вокруг — ушедшие западные компании оставили кучу свободных ниш. Тут и организация параллельного импорта, и огромные возможности для отечественного производителя в условиях исчезнувшей конкуренции со стороны иностранных брендов.
В нынешнем 2024 году экономика России и бизнес демонстрируют столь явный рост, что делать акцент на кризис уже как-то и не очень уместно. С другой стороны разогрев экономики носит довольно специфический характер — рост вызван прежде всего военными расходами. Зарплаты растут, бизнес на подъеме — но и цены тоже не отстают. А потому реальное благосостояние у наших граждан не сказать, чтобы выросло — а скорее даже и наоборот, времена по-прежнему тяжелые.
В трудные периоды всегда растет спрос на алкоголь, сладости и… недорогие развлечения. Это такая неизменная классика, впервые это заметили еще во времена Римской Империи и с тех пор ничего в принципе не изменилось. С «синькой» и сладким все понятно — первое позволяет хотя бы на время забыть о проблемах, второе — естественный антидепрессант. С развлечениями дело обстоит схожим образом.
Как бы ни было финансово трудно людям как-то нужно радовать себя и детей. Заграничные «моря» нынче не очень доступны — из-за санкционных ограничений и неподъемного валютного курса. И потому растет спрос на внутренний туризм, и даже не только на туризм, но и просто увлекательное времяпрепровождение вблизи от дома.
Веревочные парки 100% попадают в запросы потребителей с сократившимся бюджетом. Можно потратить 500 руб. на поход в кино или 5 минут покатать ребенка на электрической карусели. А можно за те же деньги провести час на веревочном парке — и получить дозу адреналина (абсолютно безопасно), массу впечатлений и полезную и приятную физ. нагрузку на свежем воздухе. Выбор очевиден.
Вопрос 2. Какие бизнес идеи в 2024 году НЕ взлетят? Или о том, что «все уже придумано» до нас
Никуда не деться от вездесущей рекламы франшиз аптек, автомоек, детских клубов и других «чудесных» предложений, сулящих фантастическую выгоду с минимальными вложениями. Беда в том, что все эти заведения уже открыли ДО вас. Конкуренция здесь бешеная и влезать в такой бизнес — значит собирать «крошки» со стола более успешных и долго существующих коллег по цеху. А они, в большинстве своем, и сами не шикуют — а потому велик риск и вовсе потерять вложенные деньги.
С одной стороны — это «ходовые» сервисы, рассчитанные на массовый спрос. А с другой… Нередко можно увидеть по три аптеки в одном доме или пункты выдачи Озона и Wildberries в соседних зданиях. Здесь приходит на ум бессмертная фраза: «стадо ежиков, возомнивших себя конями, вытоптали все в округе». В общем, как только какая-то бизес-тема начинает «работать», так тут же появляются еще 2-3-5 конкурентов, а прибыль падает до околонулевых значений.
С веревочными парками ситуация принципиально иная. Здесь действует принцип, воспетый группой ABBA — победитель получает все. Или по-русски говоря, кто первый встал — того и тапки.
Как вы понимаете, двум веревочным паркам в одном месте делать нечего. Поэтому кто первый начнет — тот и соберет все сливки. И при этом фактически гарантирует себе отсутствие конкурентов в будущем***.
*** С конкурентами, правда, есть один нюанс (Василий Иванович, может уже хватит пояснений? Нет, Петька, слушай внимательно!). Мои модульные стальные парки на корню убивают бизнес привычных веревочных парков на деревьях. Поэтому таких конкурентов можно не бояться — а почему так происходит станет понятно дальше.
Вопрос 3. Как увеличить пропускную способность и рентабельность бизнеса? Поэтическая сага о «правильной» страховке
Люди несведущие считают страховку неким дополнительным элементом. То есть защита от падений должна, конечно, быть — но это вроде как нельзя считать ключевой особенностью, ведь она есть на всех аттракционах. На самом же деле страховка — это, как ни удивительно, самая основа основ, вокруг которой и строится собственно веревочный парк.
Наиболее всем привычна и знакома тросовая страховка. Она эффективная и стоит недорого. Над всеми препятствиями протянут стальной трос, который удержит посетителя в случае падения.
Но с точки зрения бизнеса у тросовой страховки масса недостатков.
Трасса становится «однонаправленной». На входе прицепили карабин, на выходе отцепили — посетители идут гуськом друг за другом. В результате скорость прохождения аттракциона равняется скорости самого медленного участника (ребенка, новичка).
Нет возможности выбирать разные маршруты или пройти наиболее понравившиеся участки более одного раза.
В случае падения посетитель будет беспомощно болтаться на страховочном тросе в ожидании помощи инструктора и не сможет вернуться на трассу самостоятельно. На больших парках падение — абсолютно штатная ситуация, которая происходит по десятку раз за день. И все время, пока незадачливому любителю аттракционов помогают вернуться на трассу, остальные участники будут ждать. Результат — очереди и потерянные клиенты в самые «жирные» пиковые часы.
В противовес этому я в своих парках применяю не гибкий трос, а жесткий рельс. Суть хорошо видна на картинке:
С такой страховкой посетитель может «упасть» (намеренно беру в кавычки) не более чем на 15-20 сантиметров. И легко вернется на трассу самостоятельно без помощи инструктора.
Кроме того, появляется возможность произвольно менять маршрут на развилках, а значит можно не ждать «отстающих» и вообще проходить препятствия в произвольном порядке.
В парках с классической тросовой страховкой смену маршрута тоже можно организовать — но для этого потребуется перецеплять карабин. А это:
а) может оказаться сложным для новичков б) небезопасно — в момент перехода на новую трассу посетитель остается без страховки в) по закону разрешено только взрослым и детям старше 14 лет, а значит вы отсекаете огромную часть детской, наиболее целевой аудитории.
Рельсовая страховка обходится намного дороже. Собственно она дорогая не сама по себе, просто для нее необходим жесткий стальной каркас. Другими словами, «рельс» определяет весь проект и всю конструкцию веревочного парка. Но давайте посмотрим в цифрах, что дает нам такой подход.
Как видим, на моих стальных парках с рельсовой страховкой может находится вдвое больше посетителей одновременно (48 против 23). И время на прохождения всех трасс тоже вдвое меньше (30 минут против 60). Другими словами, пропускная способность моих парков с рельсовой страховкой в 4 раза(!) выше, чем у классических веревочных парков на деревьях с тросовой страховкой.
Хочу обратить внимание, что количество препятствий на стальных веревочных парках опять таки больше (32 против 23). Время прохождения аттракциона сокращается не потому, что он менее интересный — а за счет более высокой скорости и интенсивности прохождения трасс. Посетитель получает больше впечатлений за меньшее время, тогда как на обычных деревянных парках люди большую часть времени проводят в ожидании и в очередях за более «медленными» участниками.
Пропускная способность — основа основ успешного бизнеса. Ведь основной заработок делается в выходные дни и пиковые вечерние часы, то есть в моменты максимальной загрузки аттракциона.
Вопрос 4. Песнь стали и деревопласта — как долго прослужит объект инвестиций?
Со сталью все понятно. Если перед началом сезона проводить несложное и недорогое тех. обслуживание (в основном — не забывать подкрасить металлоконструкции) то каркаса парка хватит лет эдак на 100.
А вот про интересный современный материал деревопласт расскажу чуть подробнее. Дело в том, что обычное дерево подвержено влиянию погоды и очень быстро теряет привлекательный вид. Уже через год эксплуатации аттракцион приобретает «подубитый» вид и перестает цеплять внимание проходящих мимо людей, что немедленно сказывается на выручке. А вот деревопласт (на фото ниже) долгие годы выглядит красиво в любую погоду.
Вопрос 5. Купил веревочный парк или «купил себе работу»? Как не стать горе-инвестором
Две основных статьи расходов для владельца аттракциона — это заработная плата и аренда. Рельсовая страховка требует меньшего количества обслуживающего персонала. Продолжу начатую выше таблицу:
Конкретных цифр затрат здесь не привожу — зарплата инструкторов очень сильно (иногда в разы) отличается в разных регионах.
И с арендой дело обстоит схожим образом. При размещении под открытым небом в городских парках отдыха площадь может особо и не влиять на стоимость — земли более чем достаточно. Но если аттракцион круглогодичный и размещен под крышей торгового центра, то будет важен каждый квадратный метр. Замечу, что мои парки «растут вверх, а не вширь» — то есть максимально эффективно используют доступное пространство.
Краткий промежуточный итог: затраты на ФОТ (фонд оплаты труда) на парках с рельсовой страховкой в 2 с лишним раза ниже, и аренда площадей под парк тоже обойдется в среднем в 1.5 раза дешевле.
Вопрос 6. Где деньги, Билли? Нам нужны деньги!
Расчет выручки приведен в таблице ниже
Для расчета я взял парк под открытым небом. В этом случае сезон длится 5-6 месяцев — с мая по сентябрь или октябрь. Коэффициент загрузки 25%, время работы парка 8 часов ежедневно, стоимость билета 350 руб. Разница в выручке для веревочных парков на деревьях и аттракционов МишенинПарк — в 4 раза.
Здесь приведен именно расчет выручки, без учета трат на аренду и заработную плату. Но различия очевидны. В случае с деревянным веревочным парком окупаемость будет не менее 2-х сезонов, а в неудачных случаях окажется, что владелец такого аттракциона просто «купил себе работу». Т.е. парк будет работать без прибыли.
А вот «Мишенин парк» точно окупится быстрее чем за один сезон. Отмечу, что для бизнеса важна не столько сумма вложений как таковая, сколько скорость возврата инвестиций. И в этом плане модульные стальные парки на голову впереди конкурентов, хотя цена их на первоначальном этапе выше.
Конечно, все вышеприведенные расчеты будут верными, если веревочный парк установлен на «проходном» месте, где есть большой поток людей. Либо владелец готов активно работать в плане маркетинга и привлечения посетителей. Очевидно, что парк установленный в чистом поле не окупится сам по себе — а высокая пропускная способностью нужна только при наличии большого потока клиентов. Но если эта первичная, ключевая для бизнеса проблема с наличием спроса решена — то именно мои парки дадут возможность в самые кратчайшие сроки вернуть вложения и быстро выйти на прибыль. А я, если что, готов подстраховать на старте — подробно расскажу как запустить бизнес и привлечь посетителей.
Вопрос 7. А вот я куплю веревочный парк, а с него кто-нибудь навернется и меня посадят?
Обязательно посадят. Но не вас, и не из-за парка. Так-то все верно — организатор аттракциона несет полную ответственность (и материальную, и уголовную) за безопасность посетителей. Кроме того, даже незначительный инцидент может повлечь закрытие аттракциона на 3-6 месяцев на время проверки. А это фактически «убийство» бизнеса — ведь парки под открытым небом работают сезонно. Поэтому на теме безопасности остановлюсь подробнее.
Начну с небольшой истории из практики. Как-то раз на одном из моих парков мужичок «под шофе» решил «исполнить» — показать всем класс и мастерство куража. Немаленький такой мужичок, за 100 кг. весом. Пьяных, конечно, на аттракционы не допускают — но тут видимо инструктора проморгали. А может физически не смогли остановить. Последствия… ну как вам сказать. Не удержусь от старого анекдота:
— Рядовой Петров, сдвиньте с места танк! — Не получается, тащ прапорщик — Взвод рядового Петрова, сдвиньте с места танк! — Не получается, тащ прапорщик — Рота рядового Петрова, сдвиньте с места танк! — Не получается тащ прапорщик
— Хе-хе. Еще бы — 30 тонн все таки :-)
Все элементы моих парков — тросы, карабины, ступеньки, не говоря уже о собственно стальном каркасе — выдерживают вес в 600 кг. В общем «чудеса на виражах» не случились, а пьяненький посетитель с позором проиграл битву.
Ну а если говорить серьезно — то за 20 лет работы на моих парках не было ни одного серьезного происшествия. Отмечу, что при проектировании и производстве веревочных парков я применяю не нормы, предписанные законом для аттракционов, а более строгие стандарты для детских площадок. Это не является обязательным, но… в данном случае перестраховка не бывает лишней. Зато я твердо знаю, что на моих парках есть «100% защита от дурака», а посетители точно уйдут с аттракциона в хорошем настроении.
Не могу не бросить еще один камень в сторону тросовой страховки. Ее основа — стальной трос — может сам по себе стать источником травм. То есть от серьезных последствий в виде падения с высоты он, конечно, убережет. Но рассечения и порезы вполне способен нанести.
А если учесть, что после падения посетитель болтается на этом тросе и может повредить не только руки или ноги, но и лицо…
В общем, «рельс» — наше безопасное всё.
Вопрос 8. А ну как на меня как налетят контролирующие органы и закроют мой парк? Даже и без всяких происшествий…
Есть такая тема. Может и не закроют, но… денежку попросят. Оно ведь как — делиться нужно, верно?
Штука в том, что сертификат безопасности можно просто купить за 15.000 рублей без всякий реальных испытаний. Такова се-ля-ви — и инспектора из контролирующих органов прекрасно об этой практике знают. И понимают, что при желании можно найти массу нарушений.
Безопасность моих аттракционов проверяют инженеры питерской компании «МарСтар». Проверяют на деле, с выездом на место и тестированием всех элементов на прочность, на соответствие ГОСТам и т. д. И выдают «железобетонную» бумагу, которая послужит гарантированной защитой от необоснованных придирок, если уж вы с этим столкнетесь.
В общем, ни Швондер, ни кто-либо другой даже приблизиться не сможет к вашему парку! А если вы не поняли этот мем - значит я вам искренне завидую, ибо вы молоды.
Такой документ, кстати, важен не только для инвестора. Многие коммерческие парки создаются в партнерстве с государством. Местные власти берут на себя часть расходов (иногда очень солидную, до 50-70%), а предприниматель уже занимается обслуживанием и функционированием парка развлечений. В выигрыше обе стороны — город получает новый инфраструктурный объект, а бизнес зарабатывает деньги. Чиновникам прибыль не нужна — а вот о безопасности и о потенциальных проблемах они думают в первую очередь. И реальная (а не фиктивная) безопасность аттракциона становится ключевым фактором получения гос. поддержки.
Вопрос 9. А что, реально можно гос. поддержку получить?
Очень даже можно. Государство сейчас активно вкладывает деньги в программы патриотического воспитания молодежи. А веревочный парк — это не только средство развлечения, но и возможность улучшить физ. подготовку. Бегать кроссы — скучно, пройти трассу на веревочном парке — весело и интересно.
Поэтому среди моих клиентов уже несколько детских лагерей и военно-патриотических секций. И финансирование они получили именно государственное. Главное — не сидеть ровно на пятой точке и не упустить момент, пока государство реально выделяет деньги на интересные проекты.
На фото - лагерь "Юный ястреб" в Волгограде
Монтаж заканчиваем по весне. Погода не очень, но успели к началу первых заездов
Вопрос 10. О грустном — вдруг бизнес не пойдет?
Начну с того, что деревянные парки — одноразовые. И если бизнес не пошел… то он просто не пошел, а вы остались без денег. Разобрать деревянный парк и перевезти его на новое место невозможно. Почему? Ну так попробуйте дважды вкрутить условный саморез в дерево в одно и то же место — что будет с прочностью и надежностью такого крепления? Вот вам и ответ.
Более того, деревянные парки в принципе не служат дольше трех лет. Крепления разбалтываются и ремонту уже не подлежат.
Модульные стальные парки фактически не имеют ограничений по сроку службы. Их без проблем можно разбирать и собирать неограниченное количество раз. Другими словами всегда остается возможность выйти из бизнеса без потерь, продав аттракцион. Также можно много лет извлекать прибыль, а потом вернуть первоначальные вложения — если вдруг захочется перенаправить финансы на какое-то другое направление.
Вопрос 11. Как купить веревочный парк под ключ, ведь я ничего в них не понимаю?
Мы все делаем сами — именно «под ключ». Первым делом вместе с инвестором изучаем будущее расположение парка. Не удаленно, а прямо на место выезжаем и смотрим. Оцениваем потенциальный спрос и проект аттракциона разрабатываем с учетом этого.
Более того, я сам лично расскажу и научу как управлять парком аттракционов, на какие нюансы обратить внимание, как привлечь посетителей.
Потом начинается этап производства. И опять таки мы сами купим оборудование для веревочного парка и все необходимые аксессуары — страховки, шлемы и прочее. Организуем ввод в эксплуатацию, запуск и гарантийное и пост-гарантийное обслуживание.
В общем, было бы на примете подходящее место с хорошим потоком людей — а остальное уже дело техники. Веревочный парк будет приносить прибыль многие годы. И как я уже говорил выше — если вы станете первым, то конкурентов можно не бояться — ставить рядом второй аналогичный аттракцион никто не будет.