Продолжение поста «Есть ли у нас свобода воли?»

Для интересующихся темой важное обновление!

В прошлом месяце новая книга Роберта Сапольски "Всё решено: Жизнь без свободы воли" вышла на русском!

Продолжение поста «Есть ли у нас свобода воли?» Наука, Роберт Сапольски, Научпоп, Ученые, Исследования, Свобода воли, Философия, Поведение, Длиннопост, Ответ на пост, Волна постов

Для затравки небольшой, но сущностный фрагмент.

Последние три минуты фильма

Ночь. Двое мужчин стоят у ангара на небольшом аэродроме. Один из них одет в полицейскую форму, другой в гражданском. Они возбужденно разговаривают, а на взлетно-посадочную полосу позади них выруливает компактный самолет. Вдруг подъезжает автомобиль, из которого выходит человек в военной форме. Теперь уже он вступает в перепалку с полицейским. Военный хватается за телефон, и в этот момент гражданский стреляет в него и убивает. Рядом вдруг резко тормозит машина, полная полиции. Человек в полицейской форме что-то говорит стражам порядка, они забирают тело и так же внезапно уезжают, не арестовав стрелявшего. Человек в полицейской форме и тот, что в гражданском, смотрят, как взлетает самолет, и вместе уходят.

Что происходит? Очевидно, совершено преступление — судя по тому, как точно мужчина прицелился, он намеревался стрелять на поражение. Ужасный поступок, усугубленный безжалостностью стрелявшего, — это было хладнокровное убийство, преступное пренебрежение человеческой жизнью. Вызывает, однако, недоумение тот факт, что полицейский не предпринял никаких попыток задержать стрелка. На ум приходят разные объяснения, одно другого хуже. Возможно, стрелявший шантажировал полицейского, чтобы тот закрыл глаза на преступление. Может быть, все полицейские, появившиеся на месте преступления, коррумпированы и куплены каким-нибудь наркокартелем. А может, полицейский на самом деле не полицейский, а самозванец. Точно сказать нельзя, но ясно, что перед нами сцена противозаконного насилия и сознательных, намеренных злоупотреблений, а полицейский и гражданский — примеры худшего в людях. Это уж наверняка.

Намерению уделяется масса внимания в дискуссиях о моральной ответственности: намеревался ли человек поступить так, как он поступил? Когда именно возникло это намерение? Знал ли он, что мог поступить иначе? Осознавал ли намерение как собственное? Для философов, правоведов, психологов и нейробиологов это вопросы основополагающие. И в самом деле, огромный процент исследований, посвященных свободе воли, вращается вокруг намерения и буквально под микроскопом рассматривает, какую роль оно играло в секунды, предшествовавшие поступку. Этим секундам посвящаются целые конференции, сборники научных трудов и карьеры ученых, и довольно часто такой фокус внимания питает аргументы в пользу компатибилизма: потому-то тщательные, тонкие, умные эксперименты в этой области даже в совокупности не смогли отказать свободе воли в существовании. Цель этой главы — пересмотреть результаты этих экспериментов и показать, что в конечном итоге они не имеют никакого отношения к вопросу о существовании свободы воли. Дело в том, что описанный выше подход упускает 99% сути, потому что не задается наиважнейшим вопросом: откуда вообще взялось намерение? А ведь это очень важно, поскольку, как мы увидим далее, даже если нам временами кажется, будто мы вольны поступать как намереваемся, мы вовсе не вольны намереваться, как намереваемся. Поддерживать веру в свободу воли, не ответив на этот вопрос, бессердечно и безнравственно, и так же недальновидно, как считать, что для того чтобы понять, о чем фильм, достаточно посмотреть только последние три минуты. Если мы упускаем эту широкую перспективу, понимание свойств и следствий намерения не имеет никакого смысла.

Приятного чтения!

P.S. Я тут подумала: как насчет организовать небольшой онлайн-книжный клуб и начать именно с этой книги? Если вам тоже было бы интересно прочитать вместе с другими и потом обсудить – напишите в комментариях, можем потом все скооперироваться:) Книга довольно большая, так что можно было бы идти по главе в неделю, например, и обсуждать каждую отдельно.

Показать полностью

Ответ на пост «Есть ли у нас свобода воли?»

Смысла в этой теории нет, потому что она имеет нулевую предиктивную силу. То есть не позволяет ни выявлять людей, которым можно дать деньги заранее (хотя они еще не показали себя хорошими предпринимателями), ни изолировать заранее потенциально опасных выродков. Если на мое поведение влияет то, что мамка пару раз стрессанула, а мой пра-пра-пра был охотником, это удобно, потому что всю эту цепочку восстановить невозможно и я всегда могу сослаться на неизвестные детали.

Это универсальное пост-фактум объяснение всего, которое невозможно ни доказать, ни опровергнуть. И называется оно ВЕРА)))

Сапольски, который мало того что получает зарплату как профессор Стенфордского университета (200+ килобаксов в год), так еще и является очень продаваемым автором, видимо, вконец оборзел и приобрел вкус к деньгам. И начал публиковать теории, которые невозможно ни доказать, ни опровергнуть, потому что он как специалист по человеколюдям знает, что религия и вера отлично монетизируются))

Ответ на пост «Есть ли у нас свобода воли?»

Несмотря на то, что Сапольски довольно умный мужик и смотреть с ним обсуждения/интервью интересно, но происходит некая подмена понятий. Если пойти дальше и руководствоваться этим детерминизмом, то выяснится что то, что бомж Вася спиздит велик в 2021 в бобруйске, было предопределено еще в момент большого взрыва.

Если свободы воли нет, то и стараться ни в чем не надо - как было там предопределено или как случайно сложились факторы, так и получится.

Эта концепция полностью исключает ответственность человека за свои действия вообще, будь это преступления, успехи, неудачи, какие-то решения или там выводы. Все ж предопределено, какая разница, как должно быть так и будет. Это очень опасная мысль, потому что следующее естественное продолжение - забей на рамки, границы, других людей, делай то что тебе хочется здесь и сейчас в моменте и не думай о последствиях, их все равно не изменишь. Нахуй оно надо то, такая жизнь и такой мир? Какой смысл к чему-то стремиться и стараться, если это было предопределено, никакой лично твоей заслуги в этом нет? Даже если свободы воли нет, это просто очень плохая концепция сама по себе, так что если свободы воли нет, ее надо было придумать.

При всем при этом я абсолютно уверен что свобода воли есть. Мы сами решаем на что мы хотим обращать внимание, а на что нет, сами решаем что считать злом, а что нет, сами решаем, бороться со своими слабостями или поддаться им. В какой-то степени это следствие рандома и генетики, но в гораздо большей степени - это та самая свобода воли, выбор человека что правильно, а что нет. Своей свободой воли мы притягиваем и изменяем вероятности случайных событий в мире. Например, если спросить "какова вероятность встретить белку" то чисто по случайности она будет невысокой. Однако, если мы захотим встретить белку, пойдем в парк, известный ручными белками, будем по нему гулять два часа и искать белок, то вероятность встретить белку существенно вырастет.

Свобода воли - это прежде всего концепция ответственности за свои решения и свою жизнь, а эта концепция крайне важна для жизни как отдельного человека, так и всего человечества.

Показать полностью

Ответ на пост «Есть ли у нас свобода воли?»

На эту теорию шикарно ложится кастовая система: тебе место там потому что ты такой и не можешь этого изменить

Ответ на пост «Есть ли у нас свобода воли?»

Свобода воли, это делать выбор, несмотря на риски и последствия. Ни одно животное не отправится в путешествие неизвестно куда, с насиженного обеспеченного места, просто потому что интересно что там. Именно благодаря свободе воли и выбора, мы имеем все блага цивилизации, летаем в космос, пишем книги, изобретаем лекарства. А у Сапольски перекос, на фоне наблюдения за приматами и сравнения обезьяны и человека. Это несомненно великий учёный, но в тоже время, каждый описывает реальность, исходя из своих знаний и искажений.

Есть ли у нас свобода воли?

Нет, – отвечает Роберт Сапольски, известный приматолог, нейроэндокринолог и профессор Стэнфордского университета, автор нескольких бестселлеров о человеческом поведении.

Есть ли у нас свобода воли? Наука, Роберт Сапольски, Научпоп, Ученые, Исследования, Свобода воли, Философия, Поведение, Длиннопост, Волна постов

Роберт Сапольски

В своей новой книге «Предопределено. Жизнь без свободы воли» (“Determined. Life without free will”, 2023) Сапольски убедительно показывает, что генетика, физиология, особенности развития до рождения и в раннем детстве, а также воздействие среды на протяжении всей жизни, полностью объясняют наше поведение, и для свободы воли попросту не остается места. Свобода воли – не более чем иллюзия, порождаемая нашим мозгом.

Эта книга пока не переведена на русский, я прочла ее в оригинале и в этом посте попробую передать основные идеи. Книга большая и пост большой, так что устраивайтесь поудобнее или не устраивайтесь, вы всё равно ничего не решаете, хе-хе.

Есть ли у нас свобода воли? Наука, Роберт Сапольски, Научпоп, Ученые, Исследования, Свобода воли, Философия, Поведение, Длиннопост, Волна постов

Почему мы думаем, что обладаем свободой воли?

Обычно люди отвечают, что в любой момент времени я могу поступить так, а могу поступить иначе, мой выбор еще не определен, я всегда могу взвесить аргументы, а потом принять свободное решение.

Но так ли это решение свободно? Что, если за несколько минут до этого какой-то человек наступил мне на ногу в автобусе? За несколько часов до я не успела позавтракать и выпить кофе? За несколько месяцев сменила работу? За несколько лет выбрала неинтересную профессию? До моего рождения моя мама плохо питалась и постоянно испытывала стресс во беременности мной? За несколько столетий мои предки были охотниками, а не земледельцами?

И так далее и далее вглубь веков и генов, прячущих во мне все эти выборы, которые совершенно не зависят от меня, но совершенно точно влияют на мое здоровье, на мою тревожность, на мой интеллект, на мою ловкость и на всё то, что происходит со мной сегодня.

Ну хорошо, может, какое-то влияние всё это и оказывает, но ведь прямо сейчас я чувствую, что именно я принимаю решение?

Не совсем.

Эксперимент Либета

Представьте, что перед вами кнопка, и ваша задача нажать на нее в любой момент, когда захотите. Также перед вами часы с точностью до миллисекунд – запомните и потом сообщите, в какой момент вы решили нажать на кнопку. Если в такой ситуации записывать ЭЭГ вашего мозга, мы увидим, что мозг подал сигнал активности о решении нажать на кнопку за 300 миллисекунд до момента, когда вы ощутили, что приняли это решение.

Получается, что иллюзия свободного принятия решения существует в отрыве от реальных физиологических процессов в нашем мозге, что и показал вышеописанный эксперимент Бенджамина Либета в 1983 году, а также другие исследования после.

Но как это доказывает, что между двумя опциями я обязательно выберу одну, а не другую?

Есть ли у нас свобода воли? Наука, Роберт Сапольски, Научпоп, Ученые, Исследования, Свобода воли, Философия, Поведение, Длиннопост, Волна постов

Здесь мы приходим к путанице в определениях: свобода воли, свобода выбора, предсказуемость выбора, детерминизм, индетерминизм и другие. Часто люди еще вспоминают квантовую физику, случайные процессы, теорию хаоса и всё то, что связано с (не)возможностью предсказать исход.

Да, мы не можем предсказать конкретный выбор в конкретный момент времени. Но это не значит, что у выбора нет причины.

Часто такой причиной и считают свободу воли, которая представляется, как некая третья сила, которая не сводима ни к генетике, ни к среде, а появляется внутри человека из ниоткуда и влияет на все важные решения в жизни. Но как что-то может взяться из ниоткуда?

Есть ли у нас свобода воли? Наука, Роберт Сапольски, Научпоп, Ученые, Исследования, Свобода воли, Философия, Поведение, Длиннопост, Волна постов

Верно, никак. Согласно Сапольски, любое поведение можно свести к влиянию либо среды, либо генетики, либо их сочетания, а свобода воли для этого попросту не нужна. Потому и объяснять ей какие-либо выборы не имеет смысла.

Сапольски также пишет, что делать выводы о решении человека на основании нескольких минут или даже секунд до непосредственно принятия решения – это все равно, что оценивать фильм по его последним трем минутам. Чтобы в полной мере понять, почему человек в такой ситуации поступил именно так, мы должны увидеть всю его жизнь, а также жизнь его предков, которые передали именно такие гены и культурные установки, определившие именно такое решение. И оценивая причины выбора, мы почему-то приписываем его свободе воли в момент принятия решения, забывая о миллионах предшествующих моментов и причин.

Подождите, но как же все мои достижения?

Может, у кого-то и плоховато со свободой воли, но вот я родилась в бедной семье, много училась, работала, и теперь живу намного лучше, чем могла бы. Это ли не доказательство, что моя свободная воля позволила мне выбраться с социального дна, ведь ни генетика, ни среда не дали бы мне напрямую всё то, что я заработала своим трудом?

Давайте разбираться. У меня были хорошие непьющие родители, какое-то жилье, какая-то еда, хорошие умственные способности, неплохая школа, бесплатные кружки, приятная внешность – всё это у меня было не потому, что я добилась этого сама, а было дано просто так. Разве мало?

В то же время я видела многих, в том числе тут на пикабу, кто родился в богом забытом селе в семье алкоголиков, ходил в сельскую школу и не видел в жизни ничего, кроме побоев и унижений. Могу ли я думать, что это их вина, что, повзрослев, они не берут себя в руки и не достигают того же уровня, что и я? Нет.

Или обратный пример: кто-то родился в богатой семье где-нибудь в Европе, а сейчас это уважаемые профессора или политики в своей стране. Могу ли я догнать их за свою жизнь? Вряд ли. Моя ли это ответственность? Нет.

Получается, что вся наша жизнь и все наши выборы имеют вполне конкретные причины, и мы не несем ответственности, что не стали великими художниками или гендиректорами корпораций. Но значит ли это, что надо плыть по течению? Совершенно нет!

То, что у наших решений есть материальные причины, не означает, что мы не можем влиять на свои будущие выборы тем, что создаем вокруг себя сейчас. Банально новое хобби или новое знакомство может привнести в нашу жизнь что-то совершенно невероятное и повернуть ее в лучшую сторону. Опять же решение следовать этому новому будет определяться не абстрактной свободой воли, а миллионом других причин, но разве это мешает быть счастливыми?

Как жить без свободы воли?

Если принять, что ее действительно нет, как же быть с тем, что я не определяю свою собственную жизнь? Получается, мне просто повезло, а кому-то не повезло с самого рождения? Да, так и есть. То, насколько счастливым или тяжелым было наше детство, определяет нашу дальнейшую жизнь намного сильнее, чем думают многие, и это доказывает множество научных исследований. Нужно ли сокрушаться, что все мои достижения – результат генетики, среды и удачного стечения обстоятельств? Но зачем, если можно наслаждаться жизнью, развиваться и помогать тем, кому повезло меньше?

Или другой вопрос: как быть с преступниками? Ведь они, получается, не виноваты в своих преступлениях и не могут нести ответственность, раз это не было их свободным выбором. Сапольски подробно разбирает это следствие и приходит к выводу, что преступники не несут моральной ответственности, а мы не вправе чувствовать моральное превосходство. Но как общество мы должны изолировать их на некоторое время в зависимости от общественной опасности, чтобы они не навредили другим и себе. Мы же не наказываем и не осуждаем машину, у которой отказали тормоза, но временно перестаем ей пользоваться и сдаем в ремонт.

Безусловно, идеи Сапольски звучат немного безумно и кажется, что люди никогда не смогут их принять. Но мы развиваемся и проявляем все больше гуманизма друг к другу на общемировом уровне. Относительно недавно людей с эпилепсией обвиняли в том, что ими завладел дьявол, и казнили, а сегодня они получают лечение и являются частью общества. Идея о том, что никто не виноват в том, кем он родился и кем стал, – это еще один шаг на пути к более справедливому и счастливому обществу. Мы должны не осуждать других за то, над чем они не властны, а помогать им стать лучше, и от этого выигрывает всё общество.

Есть ли у нас свобода воли? Наука, Роберт Сапольски, Научпоп, Ученые, Исследования, Свобода воли, Философия, Поведение, Длиннопост, Волна постов

P.S. Для тех, кому интересно, недавнее интервью Сапольски на русском и парочка на английском.

Показать полностью 5
Отличная работа, все прочитано!