Ответ chizhovp в «Рожайте!»
Вот возьмем пару, у которой нет НИХУЯ. Как вы не боитесь рожать по 2-3, а то и больше детей??? Как?????
Ответ зашит в исходных данных. В общих словах он одновременно и прост, и ужасен:
Когда нет "нихуя", то пусть будет хотя бы ребенок. Прозвучит цинично, но понятно: когда осознаваемых возможностей достичь чего-то в жизни нет, то идут достаточно понятным и относительно простым путем: плодятся, перекладывая часть своих комплексов и проблем на плечи потомства. Фактически, люди делают это не для того, чтобы дать новую жизнь, а для себя. А учитывая, что государство еще оказывает какую-то поддержку, то еще лучше, дайте два.
Для тех, кто ждет простых ответов на такие вопросы - дальше можно не читать. Дальше будет попытка понять, что за этим стоит, как мы докатились до жизни такой или вовсе не докатывались, а просто начали менять свое отношение к тому, что было всегда.
Давайте попробуем пробежаться по этапам отношения к потомству и того, для чего и почему мы размножались и не просто ответить на ваш вопрос, но и понять, почему так:
Изначально детей рожали особо не задумываясь, потому что природа биологического организма была такова: выжить и обеспечить передачу своих или родственных генов (к слову, наша природа, как биологических организмов, по-прежнему такова, но мы, видимо, выходим за рамки понятия "биологический организм"). То есть детей рожали, грубо говоря, для самой природы, которая ровно это и диктовала.
Далее человек начинает заботиться и о том, чтобы передача генов была осуществлена и потомками. То есть человек начинает рожать не просто потому что так природа велит, но и для того, чтобы обрести собственную уверенность в продолжении рода на как можно более далёком горизонте планирования.
Затем, когда высшие мозговые структуры (неокортекс) начали не просто существовать и развиваться, а в некоторой части доминировать над установками древних структур, люди начали рожать для семьи, потому что так становится больше горизонтальных связей, можно передавать опыт и экспансировать свое влияние и продолжительность общего существования через развитие семьи/общины/клана. Важно отметить, что в период этих изменений, человек был заинтересован не просто в рождении детей, а в их развитии согласно своим представлениям о будущем.
Чтобы разобраться с отношением к детям сейчас, необходимо поговорить о нескольких аспектах:
- Общество (за исключением ортодоксальных и традиционных) претерпевает атомизацию в той или иной степени. Это происходит во многом из-за возможности обеспечить свое существование, сведя к минимуму социальные взаимодействия, пользуясь заменами этому в виде электронного формата общения в том числе. В сегодняшнем мире это противоречивый процесс, в котором мозг старается избегать лишней когнитивной нагрузки в виде социальных взаимодействий (а живое социальное взаимодействие - это всегда очень большая когнитивная нагрузка, даже если мы этого не осознаем и общаться нам легко и просто), но при этом он всё еще обладает социальной природой.
- В контексте выше сказанного и того, что деятельность высших мозговых структур становится всё более мощной и все более неуправляемой для отдельно взятого человека в современном мире (рост болезней ментального толка об это свидетельствует, и это не увеличение средств диагностирования, а именно объективный рост), что помимо подавления и влияния на более древние части ЦНС, эти структуры начинают влиять и на нас в комплексе: они в том числе подавляют (или создают видимость подавления) биологически обусловленные стремления к размножению. То есть человек может вполне нормально себя чувствовать и жить полноценной жизнью не исполняя, на первый взгляд, фундаментальную функцию любого биологического вида (заходить на территорию рассуждений о том, можно ли назвать такую жизнь полноценной или нет, не буду - я для себя сам не нашел понятный ответ на этот вопрос). Другими словами, передача генов перестало быть безусловной функцией, хотя мы всё также остаёмся биологическим видом.
- В дополнение к этому, стоит отметить, что высшие структуры мозга, развиваясь и обретая всё большее влияние, подчиняют себе всё больше того, что к ним ранее не относилось. Например, сегодня всё чаще можно услышать и увидеть, что люди рожают детей "для себя". То есть об этом даже не зазорно заявить. Такие люди часто растят детей, как собственные проекты, ради собственных интересов и выгод, а не ради чего-то общего и долгосрочного, не говоря уже исключительно об интересах и потребностях ребенка. То есть вот так незаметным образом биологическая функция, управляемая древними структурами, перешла к высшим структурам. И тут всё зависит от того, а насколько и в какую сторону развиты эти высшие структуры у отдельно взятого человека.
- Таким образом, в развитых социально ориентированных странах (где и мозговые структуры претерпевают эти изменения согласно новым условиям и обстоятельствам) в отягчающих условиях атомизации общества к рождению ребёнка сегодня необходимо мотивировать, создавая приемлемые условия в первую очередь для жизни, совместной жизни и для рождения нового члена семьи.
- А в странах иной степени развития или уклада, где преобладает население, обеспечивающее лишь свои базовые потребности, можно над условиями особо и не париться, разве что организовать разовую акцию вроде "материнского капитала" или приняв недостаточные косметические меры. И вот в этих условиях, когда можно не просто родить, а еще и получить что-то за это, часть особо уязвимого населения будет рожать, потому как свои базовые потребности в зоне риска, высшие структуры мозга в таких условиях функционируют не так эффективно, поэтому просто реализуется понятная потребность биологического организма - родить, подкрепляемая получением выгоды. Ребенок в этой ситуации будет рассматриваться (сознательно или нет - другой вопрос), как инструмент решения собственных проблем. Рационализироваться это решение в мыслительных процессах может абсолютно по-разному.
Возвращаясь к ситуации, когда в нынешнем мире люди принимают решение рожать, не имея видимых возможностей обеспечить достойные условия для воспитания: может быть озвучено 1000 и 1 причина, почему родили. И часто происходит, что правды не будет ни в одной. Потому что наши высшие мозговые структуры настолько эффективны, что умеют в том числе скрывать истинные мотивы не только от других, но и от их носителя.
Если снять кучу слоев рассуждений, добраться до оснований, то взгляду предстаёт примерно такое: люди, не имеющие адекватной возможности воспитать ребенка, принимают решение рожать как раз из-за страха, а не потому что не боятся. Только этот страх не осознаётся, он куда глубже. И имя этому страху - страх за себя. Когда человек боится за себя, он не в силах бояться еще за кого-то, даже если этот кто-то - собственный ребенок. Фундаментально, люди, не имеющие ничего, принимают решение родить ровно потому, что бояться за себя. Потому что видят в рождении ребенка возможность хоть каких-то перемен и нового человека, с которым свой фундаментальный страх можно разделить или вовсе переложить. Вот такая картина нарисовалась.