Ответ BarsuchiyNos в «Математик Борис Трушин сравнил школу со взрослой жизнью, чтобы объяснить, почему дети не любят школу»

Вспомните наши [учебники]: новая тема в параграфе объясняется, все определения содержатся в учебнике, выделено/подчеркнуто, текст структурирован, приведены примеры, даны задания для самостоятельного разбора.

Нынешние учебники - анекдот про летящих крокодилов.

В итоге дочь, муж и я пытались решить задачу по физике только по формулам из учебника (задача про испарение и концентрацию). Трижды просмотрели нужный параграф: формул нет. Пытались найти в учебнике пример аналогичной задачи- его нет.

Раз за разом слышу эти домыслы, например вчера здесь же на "Пикабу" дама предлагала сравнить учебники русского языка нынешние и 1970-х годов. Только нынешние учебники и написаны в 1970-х и дошли до 2020-х с миминимальной редактурой. То же сочиняют и про математику.

Эта вот про физику. Я не знаю, по какому учебнику учится ее дочь. Возможно, ей достался какой-то экспериментальный учебник. Может, она учится в физмат-школе, и препод дает что-нибудь продвинутое, ориентируясь на свои лекции.

Но большинство российских восьмиклассников сейчас учатся по учебнику Перышкина. Вышедшему еще в 1969 году. Автор писал учебники по физики уже 90 лет назад. Учебник 1969 года претерпевал незначительную редактуру, но в целом поменялся мало. В частности, параграфы, которые ТС назвала "испарением и концентрацией" (уже тут понятно, что физику в объеме 8 класса она не усвоила), в издании 2023 года (Перышкин-Иванов) изложены более подробно, многословно, с картинками, чем в издании 1969 года (Перышкин-Родина).

ТС "трижды просмотрела параграф", который она почему-то считает "нужным", хотя не сумела даже прочитать его название, и не нашла формул. Верно. В нём нет формул. Нет в издании 2023 и не было в издании 1969 года. Потому что формулы были не в параграфе "Испарение и конденсация", а на пару параграфов дальше: в "Удельная теплота парообразования и конденсации".

Ответ BarsuchiyNos в «Математик Борис Трушин сравнил школу со взрослой жизнью, чтобы объяснить, почему дети не любят школу» Сравнение, Школа, Взрослая жизнь, Ответ на пост, Текст
Показать полностью 1

Ответ на пост «Математик Борис Трушин сравнил школу со взрослой жизнью, чтобы объяснить, почему дети не любят школу»

Я отвечаю не на сам пост, а на комментарий к нему #comment_293339606. Это ответ и в более широком смысле, на популярную идею "все предметы нужны, ничего нельзя убирать, так мозг развивается, а детям в процесс лезть нельзя -- они ничего не смыслят". Решил оформить в пост.

Образовательная программа рассчитана так, чтобы РАВНОМЕРНО подтягивать уровень знаний учащегося, чтобы можно было междисциплинарно их использовать

Похоже, человек никогда не преподавал и не представляет даже теорию обучения, поэтому такое предложение приведёт (и приводит) к одному -- равномерно не знать ничего вообще. Объясню, почему я так думаю.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Кривая_обучаемости показывает, что для выхода на уровень активного роста понимания нужно достаточное количество времени и попыток. За время урока невозможно опросить людей, невозможно поговорить с каждым, невозможно дать им несколько попыток -- дети привыкают не доводить до конца и бросать. Особенно если урок проходит всего раз в неделю, там даже не концентрируются особенно. Если отвлекаться не на что, до звонка далеко, тема месяц не кончается -- уже задумаешься, даже если не особенно интересно. Кто сказал "стокгольмский синдром"?

За один-два урока в неделю ОБЖ не способно массово научить детей накладывать шину, музыка -- играть, русский язык/литература -- выражать письменно своё мнение, информатика -- программировать. Зато способны напихать разрозненных фактов, отняв полезное время от связных теоретических дисциплин. Браво, теперь любой человек с навыками охранника со сканвордом имеет повод для ксенофобии по признаку интеллекта.

Насчёт "междисциплинарности". В российских школах её практически нет, потому что
а) Почти нет педагогов, работающих в смежных предметах ОДНОВРЕМЕННО. Разные преподаватели подают сильно по-разному, в итоге второй раз почти с нуля разбирают.
Который раз слышу срач физиков с математиками: одни хотят рассказать интегралы/производные на практическом уровне, вторые требуют математически строгих формулировок.
б) Программа (ЕГЭ, например) такого не предполагает, потому что составляют её узкие специалисты, замкнутые на своём школьном предмете.
в) Даже если есть инициативные учителя, они скажут, что без хотя бы сдвоенных занятий нет никакого смысла говорить о вещах сверх базовой программы. Междисциплинарные штуки, лабораторные и т.д. А в школах такие пары встречаются нечасто.

Нужна ли междисциплинарность? Наверное, да. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кривая_забывания показывает, что интервальное повторение позволяет лучше запоминать информацию, даже бессмысленную. Если вы всё разом запомните и потом к теме не вернётесь -- толку от такого чуть. Последовательно пройти схожие темы, но в разных предметах -- уже куда лучше. Или даже в рамках одного предмета связать старые и новые знания.

Как я понял, "модульность" предполагает возможность выбора ученика, ограниченность днями/неделями/месяцами, много учебного времени подряд в одном модуле. Какие плюсы вижу в такой концепции?

* Из предыдущих слов: держит концентрацию на теме, позволит быстрее дойти до стадии роста понимания, повышается широта обсуждения темы и практическое применение. Это даже для обязательных предметов работает, а выбор ученика повышает его ответственность, а значит и вовлечённость.

* Прекращает срачи по нужности/ненужности отдельных дисциплин.
Я сам сторонник отмены некоторых школьных предметов из списка обязательных, например астрономии. Что практическая полезность, что практическая осуществимость -- никакие в рамках дневного города. Но вот модуль астрономии -- вполне приличная идея, с вечерними встречами в лесу, а то и ночевкой за городом/в лагере. То же ОБЖ, даже обязательный, превращается в карету потенциально очень полезный учебный предмет, при условии постоянных практик.

* Позволит приглашать интересных людей.
Не все качественные преподаватели могут на постоянной основе работать в конкретном месте. Но краткую занятость иметь куда проще, даже если работаешь и живёшь в другом регионе. Это могут быть студенты, которые и от детей меньше в среднем оторваны, и знания сверх школьной программы имеют, и могут даже с опытом работы быть. Популяризаторы или работники производств. Вузовские преподаватели -- даже в небольших городах есть филиалы. Главное -- это будут весьма высококвалифицированные люди.

Я сам так и работаю: за 4 последних месяца побывал в 3 регионах -- в 3 образовательных лагерных сменах. Школьником посещал подобные лагеря. Вижу плюсы такой деятельности, и как ученик, и как учитель, и как сотрудник, потому очень за них ратую по сравнению с обычным образованием.

Есть и проблемы у такого подхода. Он выглядит не слишком стабильным для преподавателей, особенно простых, которым придётся поделиться властью над учениками. Директорам тоже придётся побегать, зазывая учителей, а государству придётся вкладываться в крупную перестройку системы. Пока в целом образованием за нас занимаются высокие начальники, довольствуемся растущими лагерями и образовательными центрами.

Отдельно: было смешно смотреть комментарий про работников.

модульная система, где учащийся себе выбирает, что ему интересно, что ему хочется знать - она продуцирует потом человека, который не способен сделать работу когда ее НАДО делать, т.к. бедняжка всю жизнь что-либо делал только когда ХОЧЕТСЯ, ИНТЕРЕСНО, звезды сошлись, настроение вдруг появилось.

На работе нужно страдать, хотеть работать -- нельзя! РАВНОМЕРНОСТЬ! РАЗНОСТОРОННОСТЬ! И двор подметём, и одежду пошьём, и ракету сварим, и на ней же улетим, "и вот он -- борщ". ДЕТЯМ НЕЛЬЗЯ НИЧЕГО ВЫБИРАТЬ, ОНИ НЕ СМЫСЛЯТ В ОБРАЗОВАНИИ! Ну, я увидел взрослых, которые думают, что смыслят.

И по мне --

модульная система, где учащийся себе выбирает, что ему интересно, что ему хочется знать - она продуцирует потом человека, который не способен

ныть на Пикабу, как же его гнобят начальники и платят копейки, что неправильно выбрал себе вуз, поломал жизнь и ничего теперь не интересует.

Показать полностью

Ответ на пост «Математик Борис Трушин сравнил школу со взрослой жизнью, чтобы объяснить, почему дети не любят школу»

Я бы радостно согласилась на такое. Ведь школа-это ещё и каникулы 3 месяца летом и по 10 недели осенью, зимой и весной!

Вдобавок, рабочий день 7 часов! С обедом! С запланированными перерывами!!!!

Где мне найти такую работу?

Ответ Pv1Pv1 в «Математик Борис Трушин сравнил школу со взрослой жизнью, чтобы объяснить, почему дети не любят школу»

Как человек, который тоже легко делал дз, окончил школу без троек , получил 4 высших и стал матерью троих школьников, скажу:
Нам было легко учиться, тк у нас были учебники, адекватная программа и учителя, старающиеся научить.
Сейчас мои дети в 1, 4 и 8 классах. И мне порой страшно открывать учебник!
Вспомните наши: новая тема в параграфе объясняется, все определения содержатся в учебнике, выделено/подчеркнуто, текст структурирован, приведены примеры, даны задания для самостоятельного разбора.
Нынешние учебники - анекдот про летящих крокодилов.
Недавно старшая дочь была на больничном, но, чтобы не отстать от класса, выполняла домашку.
В итоге дочь, муж и я пытались решить задачу по физике только по формулам из учебника (задача про испарение и концентрацию). Трижды просмотрели нужный параграф: формул нет. Пытались найти в учебнике пример аналогичной задачи- его нет.
Сдавшись, написали учителю, получили гениальный ответ: да, тема в учебнике обозначена, надо найти ее разбор в дополнительной литературе, там же формулы (Если что, школа обычная общеобразовательная).
То есть авторы учебника во-первых, не могут собрать в кучу свои же мысли и изложить в учебнике всю необходимую информацию, во-вторых, уверены в наличии компьютера в каждом доме с доступом к электронным библиотекам (вариант сходить в школьную отпадает, уроки до 16, библиотека работает до 16:30).
И такие ситуации практически по всем предметам возникают регулярно.
Отдельного внимания заслуживает домашка по физкультуре, музыке, обж… мы точно такого не делали и эти предметы были «на лайте».

Ответ на пост «Математик Борис Трушин сравнил школу со взрослой жизнью, чтобы объяснить, почему дети не любят школу»

Ого, как много манипуляций в одном треде. Да каких нелепых, просто чудо из чудес, у меня прям подгорело. Например, если сравнить с проектами, которых 10-15, то видно, что сравнение, мягко говоря, не корректно. В проектах школьника, которые приравниваются автором к трудовой деятельности взрослого на работе, есть заранее известный результат, к которому его, учащегося, подводят постепенно специально обученные и подготовленные люди, у которых есть пошаговая инструкция. Зона ответственности школьника - его знания, которые нужно получить. То есть он ПОЛУЧАЕТ знания, а на работе взрослый ОТДАЁТ то, что производит.

Ну или "больничный брать нельзя". Вообще-то можно, и в школе, и на работе. А п.7, где "невозможно по-настоящему погрузиться в проект". Это просто частное мнение, высосанное из пальца. С чего он взял, что невозможно? И что значит "никуда не деться"? Есть и другие варианты, если понадобится. Другая школа, домашнее обучение - но это только в случае объективно установленной необходимости. Школа отвечает за то, чтоб дать образование, которое гарантировано государством. А в п.12 вообще утверждает, что все школьники доделывают задания до 2 ночи и потом встают в 8 утра, а по-другому учатся только на семейном обучении. Эти данные откуда он взял? Заканчивается этот тред п.15, где написанное обобщается выводом, что альтернатива - это прогуливание школы, совмещённое с другими методами обучения, и "самое главное - любить своих детей". То есть не делать так, как написал автор это не любить своих детей. Он напрямую этого не пишет, но это следует из его логики.

Вообще странные сравнения. Я точно не уверен, что это за Борис Трушин, но скорее всего этот тот же, чей ролик я когда-то смотрел на Ютубе, в котором он разоблачал подсчёт процентов на референдуме, где внаглую устроил манипуляцию, граничащую с прямой подтасовкой - постоянно менял местами определения "протокол" и "бюллетень", а именно протокол подсчёта голосов и бюллетень для голосования, обставляя всё так, что подсчёт голосов вёлся неправильно и были нарушения. В комментах ему на это много кто указал, уличил в обмане, а он всё равно не признал, что манипулировал определениями.

Если это тот же автор, которого я видел на Ютубе, надеюсь, что его никогда не допустят к системе образования.

Показать полностью

Ответ Pv1Pv1 в «Математик Борис Трушин сравнил школу со взрослой жизнью, чтобы объяснить, почему дети не любят школу»

Как начал! Как начал!

А правители все никак не могут определится, чего они хотят - послушное стадо или догнать и перегнать Америку.

Шедевр же! Нет не стёб.

И чем все закончилось?

Только программу нужно составлять руководствуясь здравым смыслом, чего наши чиновники, к сожалению, сделать не могут.

Дружище! Святой здравый смысл в действиях чиновников не равен вашему святому здравому смыслу. И не может быть равен!

(Почему "конъюнктурщина" противопоставлена "святому здраво смыслу" - Бог весть)

Да и "чиновники" - запущены Путиным на первом или втором телемосте с быдломассами. Как раз словечко спецом для быдломасс. И получилось! Ни о чем не намекает?

Гора плазменной публицистически родила даже не мышку, а банальную дохленькую химерку безздравосмысленного чиновника. Абыдна, слюшай, да!

***

Для любителей "Критикуешь - предлагай!"

Любая образовательная программа, в силу ее длительности (школа - 10 лет, институт - 5 лет) может быть составлена не на "здравом смысле", а только на основе производственного плана и соответствующего производства и воспроизводства рабочей силы.

Да, сей план будет иметь некоторую неточность и нуждаться в корректировках. Как и любой план, Дык, необходимое имеет форму случайного, это дети в детсаде легко втыкают. А как повзрослеют - пфффф... Отшибет мозги, как отстирает, независимо от.

Товарищ! Гони проч вялый здравый смысл, осваивай мощную логику!

***

PS Чё там в планах производства-то у нас? Импортозамещение позорное, чтоль? Это переждать, пока белый господин перестанет обижаться и начнет слать барахлишко и позволит снова обнимать колени, походу. Можно снова тупить в газ-нефть-лес-зерно-свекла-енергетична держава. Без хлопотного, замороченного, черненького и грязненького производства. Фу! Ах, да, образование... ну, пусть себе. И что тут не по здравому смыселу вашему?

Ответ Pv1Pv1 в «Математик Борис Трушин сравнил школу со взрослой жизнью, чтобы объяснить, почему дети не любят школу» Twitter, Скриншот, Сравнение, Школа, Взрослая жизнь, Ответ на пост, Текст
Показать полностью 1

Ответ на пост «Математик Борис Трушин сравнил школу со взрослой жизнью, чтобы объяснить, почему дети не любят школу»

Все правильно говорит этот состоявшийся в жизни человек. Я с ним полностью согласен. Конечно вряд ли тут будет тусить школота, но все же...

Не надо учиться, в школе и, не дай бог, институтах и университетах. Вас там только и угнетают и пьют вашу кровь. Саботируйте домашние задания и контрольные работы, вам за это даже не платят! По жизни надо идти легко, тусуясь с друзьями и залипая в игры в видосики. Те кто заставляют вас что то делать руками-изверги, вы можете получить травму или просто устать. Все знают, что вот-вот все будут делать роботы.

Дальше можно не читать, хватит, посмотри тикток...

Чем более тупое и не приспособленное к жизни вырастит следующее поколение, тем дольше я и мое поколение будет оставаться востребованными и хорошо оплачиваемыми специалистами.

А своих детей, даже не смотря на визги и слезы, я выучу...

Ответ на пост «Математик Борис Трушин сравнил школу со взрослой жизнью, чтобы объяснить, почему дети не любят школу»

Модульная система имеет огромный изъян, фактически перебивающий все ее плюсы - если ты в течении длительного времени изучаешь только один предмет, то забываешь основы всех остальных. Думаю, всем нам знакомо чувство, когда после летних каникул первую неделю только пытаешься вспомнить, как учеба вообще должна работать (взрослые люди испытывают нечто подобное выходя из длительного отпуска). Аналогичная ситуация будет если изучать каждый предмет по очереди по три месяца - когда снова пройдет цикл обучения и ты снова вернешься к условной математике, то уже забудешь, что было в прошлый раз. Это связано не только с длительными перерывами, но и с тем фактом, что информация лучше усваивается, если она подается малыми дозами в течении длительного промежутка времени, а не большими кусками в сжатые сроки. Когда готовишься к сессии по предмету, у которого прогулял все пары в течении семестра, то выученная информация задержится у тебя в голове дай бог чтобы на время экзамена. Если же занимаешься в течении полугода каждую неделю по чуть чуть, то изученное переместится в гораздо более длительную память.

Касательно самого процесса и сравнения школьников со взрослыми. Если сравнивать школьника и студента, то свободы у студента, конечно, побольше, но это связано, в первую очередь, с возрастом студента и тем, что студенты, зачастую, живут уже не под родительским крылом. Если же рассмотреть нагрузку, то она несопоставима - студент нагружен в десятки раз сильнее, чем школьник. Объем информации, который в школе могут проходить полгода в университете, порой, выдается за одну-две пары - с соответствующими домашними заданиями. Если же сравнить школьника и взрослого, то тут важно помнишь, что учащийся (школьник, хотя, к студентам тоже относится) ответственен за свой провал только перед самим собой и  максимум, что будет в случае плохой учебы - наказание от родителей. В это же время у взрослого уровень ответственности огромен и неудачи могут повлечь огромные трудности, порой даже беды - такая работа не в пример труднее всего того, через что проходит школьник.

Вообще, система школьного образования существует достаточно давно и общие идеи в ней очень хорошо продуманы. Конечно, в ней есть вещи, которые должны следовать современным тенденциям, но общий смысл, заключающийся в систематическом, постепенном, равномерном накоплении знаний по ряду наиболее важных дисциплин с целью определения того, какая из них ближе обучаемому, не должен меняться - просто потому, что лучше ничего придумать невозможно, только, разве что, информацию напрямую в мозг загружать. Вряд ли какой-то блогер (математиком у меня его назвать язык не поворачивается) смог придумать что-то более актуальное.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!