Я отвечаю не на сам пост, а на комментарий к нему #comment_293339606. Это ответ и в более широком смысле, на популярную идею "все предметы нужны, ничего нельзя убирать, так мозг развивается, а детям в процесс лезть нельзя -- они ничего не смыслят". Решил оформить в пост.
Образовательная программа рассчитана так, чтобы РАВНОМЕРНО подтягивать уровень знаний учащегося, чтобы можно было междисциплинарно их использовать
Похоже, человек никогда не преподавал и не представляет даже теорию обучения, поэтому такое предложение приведёт (и приводит) к одному -- равномерно не знать ничего вообще. Объясню, почему я так думаю.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кривая_обучаемости показывает, что для выхода на уровень активного роста понимания нужно достаточное количество времени и попыток. За время урока невозможно опросить людей, невозможно поговорить с каждым, невозможно дать им несколько попыток -- дети привыкают не доводить до конца и бросать. Особенно если урок проходит всего раз в неделю, там даже не концентрируются особенно. Если отвлекаться не на что, до звонка далеко, тема месяц не кончается -- уже задумаешься, даже если не особенно интересно. Кто сказал "стокгольмский синдром"?
За один-два урока в неделю ОБЖ не способно массово научить детей накладывать шину, музыка -- играть, русский язык/литература -- выражать письменно своё мнение, информатика -- программировать. Зато способны напихать разрозненных фактов, отняв полезное время от связных теоретических дисциплин. Браво, теперь любой человек с навыками охранника со сканвордом имеет повод для ксенофобии по признаку интеллекта.
Насчёт "междисциплинарности". В российских школах её практически нет, потому что
а) Почти нет педагогов, работающих в смежных предметах ОДНОВРЕМЕННО. Разные преподаватели подают сильно по-разному, в итоге второй раз почти с нуля разбирают.
Который раз слышу срач физиков с математиками: одни хотят рассказать интегралы/производные на практическом уровне, вторые требуют математически строгих формулировок.
б) Программа (ЕГЭ, например) такого не предполагает, потому что составляют её узкие специалисты, замкнутые на своём школьном предмете.
в) Даже если есть инициативные учителя, они скажут, что без хотя бы сдвоенных занятий нет никакого смысла говорить о вещах сверх базовой программы. Междисциплинарные штуки, лабораторные и т.д. А в школах такие пары встречаются нечасто.
Нужна ли междисциплинарность? Наверное, да. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кривая_забывания показывает, что интервальное повторение позволяет лучше запоминать информацию, даже бессмысленную. Если вы всё разом запомните и потом к теме не вернётесь -- толку от такого чуть. Последовательно пройти схожие темы, но в разных предметах -- уже куда лучше. Или даже в рамках одного предмета связать старые и новые знания.
Как я понял, "модульность" предполагает возможность выбора ученика, ограниченность днями/неделями/месяцами, много учебного времени подряд в одном модуле. Какие плюсы вижу в такой концепции?
* Из предыдущих слов: держит концентрацию на теме, позволит быстрее дойти до стадии роста понимания, повышается широта обсуждения темы и практическое применение. Это даже для обязательных предметов работает, а выбор ученика повышает его ответственность, а значит и вовлечённость.
* Прекращает срачи по нужности/ненужности отдельных дисциплин.
Я сам сторонник отмены некоторых школьных предметов из списка обязательных, например астрономии. Что практическая полезность, что практическая осуществимость -- никакие в рамках дневного города. Но вот модуль астрономии -- вполне приличная идея, с вечерними встречами в лесу, а то и ночевкой за городом/в лагере. То же ОБЖ, даже обязательный, превращается в карету потенциально очень полезный учебный предмет, при условии постоянных практик.
* Позволит приглашать интересных людей.
Не все качественные преподаватели могут на постоянной основе работать в конкретном месте. Но краткую занятость иметь куда проще, даже если работаешь и живёшь в другом регионе. Это могут быть студенты, которые и от детей меньше в среднем оторваны, и знания сверх школьной программы имеют, и могут даже с опытом работы быть. Популяризаторы или работники производств. Вузовские преподаватели -- даже в небольших городах есть филиалы. Главное -- это будут весьма высококвалифицированные люди.
Я сам так и работаю: за 4 последних месяца побывал в 3 регионах -- в 3 образовательных лагерных сменах. Школьником посещал подобные лагеря. Вижу плюсы такой деятельности, и как ученик, и как учитель, и как сотрудник, потому очень за них ратую по сравнению с обычным образованием.
Есть и проблемы у такого подхода. Он выглядит не слишком стабильным для преподавателей, особенно простых, которым придётся поделиться властью над учениками. Директорам тоже придётся побегать, зазывая учителей, а государству придётся вкладываться в крупную перестройку системы. Пока в целом образованием за нас занимаются высокие начальники, довольствуемся растущими лагерями и образовательными центрами.
Отдельно: было смешно смотреть комментарий про работников.
модульная система, где учащийся себе выбирает, что ему интересно, что ему хочется знать - она продуцирует потом человека, который не способен сделать работу когда ее НАДО делать, т.к. бедняжка всю жизнь что-либо делал только когда ХОЧЕТСЯ, ИНТЕРЕСНО, звезды сошлись, настроение вдруг появилось.
На работе нужно страдать, хотеть работать -- нельзя! РАВНОМЕРНОСТЬ! РАЗНОСТОРОННОСТЬ! И двор подметём, и одежду пошьём, и ракету сварим, и на ней же улетим, "и вот он -- борщ". ДЕТЯМ НЕЛЬЗЯ НИЧЕГО ВЫБИРАТЬ, ОНИ НЕ СМЫСЛЯТ В ОБРАЗОВАНИИ! Ну, я увидел взрослых, которые думают, что смыслят.
модульная система, где учащийся себе выбирает, что ему интересно, что ему хочется знать - она продуцирует потом человека, который не способен
ныть на Пикабу, как же его гнобят начальники и платят копейки, что неправильно выбрал себе вуз, поломал жизнь и ничего теперь не интересует.