Ответ OttudaGde.G в «1000 самолетов»
Скептики, что с лицом?
Скептики, что с лицом?
Чтобы сделать это фото пришлось лететь в УЗ.
Автор поста так гладко расписал на бумаге возможности страны произвести 1000 самолетов к 2030 году, прямо с цифрами и по заводам. А теперь давайте пройдемся по фактам и посмотрим, сколько на самом деле было произведено самолетов этими корпорациями и заводами за последние 10 лет:
МС-21 Корпорация Иркут
6 (ШЕСТЬ, КАРЛ) штук за 7 лет. Какие там 12 за один 2025 год, вы о чем вообще?
Сухой Суперджет 100 Комсомольск-на-Амуре Авиационный завод
232 штуки за 15 лет, так что 100 штук ещё за 7 лет, в принципе, возможно, вопрос импортозамещения решить только нужно.
Ту 214 Казанский Авиационный завод
Ил 96 Воронежский АЗ
33 штуки за 35 лет, ага
Ил 114 - 300 ОАК (предприятия ЛАЗ, НАЗ Сокол, Авиастар и др)
Всего было произведено 20 машин, из которых в эксплуатации 2, разрушены 3, остальные на хранении. 20 машин за 33 года. Без комментариев.
Можно сколько угодно рисовать красивые презенташки в пауэрпоинтах и навешивать лапшу на уши, но если взглянуть на факты, то к 2030 году ни о какой 1000 самолетов и речи быть не может.
Возможно автор удивится, но 1000 самолетов - это только самолеты гражданской авиации (пассажирские самолеты). А это: ил96, ил114-300, ту 214, мс21, сухой суперджет100, и небольшие самолеты Байкал и Ладога и прочие.
Помимо этого есть военные и транспортные самолеты, самолеты специального назначения, плюс вертолеты, плюс беспилотники, к этому всему надо добавить смежные производства, к тому же надо обеспечить рынок запчастями, сервисными центрами и прочими "ништяками", относящиеся к жизненному циклу воздушного судна.
И все это не только возможно, но и вполне реализуется. Если все сложить вместе, то получится не то что 1 самолет в каждые 2 дня, а каждый день по несколько!
Но чтоб не быть голословным
МС 21 Корпорация Иркут
план до 2030 - 270шт (2025 - 12, 2026 - 22, 2027 - 36, 2028 - 50, 2029 - 72, 2030 - 72)
Сухой Суперджет 100 Комсомольск-на-Амуре Авиационный завод
план до 2030 - 100шт (возможности производства 20шт в год)
Ту 214 Казанский Авиационный завод
план до 2030 - 115шт (к 2026 по 15 в год, к 2027 по 20 в год, по словам представителей завода в случае необходимости могут нарастить производство до 100шт в год)
Ил 96 Воронежский АЗ
план до 2030 - 10шт (в дальнейшем совместное производство широкофюзеляжных самолетов с Китаем)
Ил 114 - 300 ОАК (предприятия ЛАЗ, НАЗ Сокол, Авиастар и др)
план до 2030 - 100шт
Предприятие УЗГА (Ладога ТВРС 44, Байкал ЛМС 901, Л - 410 и др)
Планы производства
Ладога - с 2025 по 2035 - 220 шт. (до 2030 - 140шт)
Байкал - до 2030 154шт (с 2026 серийно по 25 в год)
Л-410 (чешский по лицензии, из-за санкций не ясно, в планах было до 2030 - свыше 170шт)
Итого: до 2030 вышеуказанные самолеты - 1059 шт.
Конкретно для каждого предприятия показатель 100 самолетов до 2030 года это абсолютно реально и достижимо. Это примерно 20-25 в год или в среднем 2 самолета в месяц. Более того для некоторых предприятий выпуск 2 самолетов в месяц - это даже мало.
Так что удачи нашему авиапрому достичь намеченных целей!
Пост - прямая копипаста с блога NEWS.ru - https://dzen.ru/a/ZXxtZ9sZPCb1pjj4
Но здесь более-менее внятная подборка фактов и анализа ситуации в отрасли, в отличии от невнятной картинки которую запостил ТС основного поста.
Ключевым для ответа на вопрос, я считаю предпоследний (пятый) абзац. Его я выделил в цитату.
Тысяча самолетов до 2030 года: возможно ли произвести, хватит ли их России
Президент России Владимир Путин в ходе прямой линии заявил о планах произвести свыше 1000 отечественных самолетов к 2030 году. Возможно ли выполнить эту задачу, какие авиалайнеры будут производить в РФ, хватит ли их отечественным авиалиниям, насколько безопасно сегодня летать.
Что именно сказал Путин об авиапарке
Отечественные авиакомпании закупали чрезмерно много иностранных самолетов, обратил внимание в ходе прямой линии президент Владимир Путин. По мнению главы государства, предприятиям стоило больше обращать внимание на рынок российской техники. Тем не менее РФ планирует к 2030 году произвести более одной тысячи самолетов, а значит — «будет на чем летать», добавил президент.
«Что касается самолетов иностранного производства. У нас постоянно были споры с нашими компаниями, которые закупали без ограничений, условно без ограничений, слишком много, на мой взгляд, самолетов иностранного производства. <...> Возможности для реализации наших планов имеются. Будет на чем летать и специалистам, летчикам, и пассажирам», — сказал Путин.
Какие самолеты собираются производить в РФ
Согласно отчету Минтранса, опубликованному в декабре, за девять месяцев 2023 года в России всего выпустили 12 самолетов. Из них пять — с массой пустого снаряженного аппарата не более 2000 кг, четыре — с массой от 2000 до 15 000 кг и три — с массой свыше 15 000 кг.
Ранее главный исполнительный директор Ростеха Сергей Чемезов отчитался перед президентом, что в 2024 году в серийное производство запустят воздушное судно Superjet New. Их планируется выпускать по 20 штук в год.
«Это самолет, который оборудован нашими двигателями ПД-8, полностью наша авионика, фактически полностью наш самолет, полностью из наших, российских комплектующих», — заявил Чемезов.
Также в 2024 году ожидается запуск серийного производства среднемагистральных узкофюзеляжных пассажирских воздушных судов МС-21, а к 2025 году — Ту-214. Их планируют производить по десять машин в год.
На программу развития авиаотрасли до 2030 года правительство выделило более 770 млрд руб. Деньги должны пойти, в частности, на налаживание выпуска отечественных самолетов. По планам, начиная с 2029 года в РФ должны выпускать по 186 гражданских воздушных судов в год.
Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов в разговоре с NEWS.ru поделился мнением, что отечественным производителям стоит сконцентрироваться на наиболее успешных российских проектах — МС-21, Superjet, ТВРС-44 «Ладога» и ЛМС-901 «Байкал».
Какой в РФ авиапарк, зачем нужны новые самолеты
В пресс-службе Минтранса NEWS.ru сообщили, что на сегодня в парках российских авиакомпаний эксплуатируется 1165 пассажирских воздушных судов, из них 438 — отечественного производства.
В 2022 году, по статистике ведомства, российский авиапарк составлял 1287 единиц, из которых 1101 самолет — пассажирский. При этом доля авиалайнеров зарубежного производства в коммерческом парке пассажирских самолетов в 2022 году составляла 67,1%, но на них приходилось около 95% пассажирооборота.
Российские авиакомпании, по словам Владимира Путина, выкупают иностранные лизинговые самолеты. Бывший летный директор «Внуковских авиалиний» заслуженный пилот России Юрий Сытник в разговоре с NEWS.ru сообщил, что на данный момент таких самолетов около 150. И их обслуживание продолжается. Он добавил, что выкупленные иностранные самолеты отправляют на обслуживание в Иран, а мелкие неисправности устраняют в Турции.
Для обслуживания импортного авиапарка российские авиакомпании пока «изыскивают ресурсы», рассказал Федор Борисов.
«Есть поставщики из третьих стран, которые готовы поставлять комплектующие на российских рынок. Это делает обслуживание существенно дороже, но тем не менее самолеты поддерживают», — уточнил он.
Однако количество иностранных самолетов в России будет сокращаться, отметил Федор Борисов. Дело в первую очередь в дороговизне их обслуживания.
«К тому же некоторые детали достаточно тяжело завозить, например двигатели. Чтобы заместить то, что убывает, нам необходимы эти 1000 самолетов», — подчеркнул эксперт.
Хватит ли РФ тысячи самолетов
Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов заявил NEWS.ru, что тысячи отечественных самолетов точно хватит для того, чтобы обеспечить внутренние и внешние рейсы.
«План, который ставится президентом, призван как раз обеспечить тот объем перевозок, который есть сейчас, и даже чуть впрок», — уточнил он.
Смогут ли произвести тысячу самолетов до 2030 года
Бывший летный директор «Внуковских авиалиний» заслуженный пилот России Юрий Сытник высказал мнение в беседе с NEWS.ru, что с имеющимися мощностями за это время получится собрать не более 200 авиалайнеров.
Сытник напомнил, что во время Великой Отечественной войны, когда Сталин давал команду, самолеты действительно строили тысячами.
«Но они-то были фанерные, перкалевые и только немножко металлических. Сегодня такие продукты, как Ту-214, Ту-204СМ, МС-21, Superjet, из чего строить? Чтобы построить такое количество самолетов, надо по 30 заводов в год запускать. Откуда взять на это деньги, людей, специалистов?» — задается вопросом заслуженный пилот.
При этом он видит возможность существенно увеличить производство самолетов. Сытник отметил, что в России выпускают «лучший самолет в мире» — Ту-160 «Белый лебедь», где есть все необходимые современные системы. Это говорит о способности производить комплектующие и для российского авиапарка иностранного происхождения. Он добавил, что для налаживания производства запчастей для самолетов в России «нужно волевое решение».
Федор Борисов, в свою очередь, считает, что «если задача поставлена, ее надо выполнить», и оценивает ее как реальную. «Я полагаю, что очень большие ресурсы государства будут направлены на производство авиационной техники», — заметил он в разговоре с NEWS.ru.
Увеличилось ли число аварий с самолетами
По данным американского журнала Newsweek, число аварий самолетов в России утроилось после введений санкций: с начала 2023 года якобы зафиксировано более 180 случаев неисправностей во время полета, тогда как в 2022 году таких инцидентов было 60.
В Росавиации эту статистику опровергли. По данным российского ведомства, «отсутствует тенденция к росту числа авиационных инцидентов». В Росавиации уточнили, что за 11 месяцев 2023 года количество ЧП снизилось на 1,3% к аналогичному периоду прошлого года, до 670 случаев. А число авиапроисшествий, связанных с отказами техники и двигателей, составило 400 случаев, что на 2% меньше, чем в январе — ноябре 2022 года.
Кроме того, в Росавиации отметили, что для обеспечения исправности парка самолетов и вертолетов, в том числе импортных, ведомство сертифицировало 445 организаций по техническому обслуживанию и ремонту.
«Для отечественных авиакомпаний доступны логистические цепочки, благодаря которым они получают требуемые запчасти и компоненты для нормальной эксплуатации авиатехники», — подчеркнул начальник управления поддержания летной годности воздушных судов Росавиации Михаил Василенков.
О сокращении числа инцидентов заявил и Федор Борисов. Он уточнил, что единственный крупный инцидент, который произошел в 2023 году, — аварийная посадка на поле в Новосибирской области самолета Airbus A320 «Уральских авиалиний». Но «это лишь эпизод», считает эксперт.
Кроме того, он напомнил, что меньше стало не только инцидентов, но и авиакатастроф. По словам Борисова, до 2018 года в России они происходили каждый год, потом их стало меньше.
«Вы помните, когда у нас была последняя большая катастрофа с человеческими жертвами? Это было в 2021 году, разбился самолет Ан-26. А до этого в 2018 году. Раньше на территории России самолеты разбивались каждый год. В редких случаях год проходил, и никто не погибал. Уже несколько лет у нас нет ни одной катастрофы с магистральным лайнером», — резюмировал эксперт.
Расставляем все точки над i про 1000 самолетов к 2030 году
1) Путин имел в виду 1000 гражданских бортов, это программа Минпромторга. В это число включены все воздушные суда: от широкофюзеляжного Ил-96 до кукурузника ЛМС-901 «Байкал».
2) "Большие" суда в этой программе такие:
- 142 SSJ New
- 270 самолётов МС-21
- 70 самолётов Ил-114-300
- 70 Ту-214
- 12 самолётов Ил-96-300
За 6 лет надо строить в год по 23 Суперджетов, 45 МС, 11 Ил-114 и Ту-214, 2 Ил-96.
У нас есть исторические данные по 4 из 5 самолетов (кроме не выпускавшегося МС) и сходные темпы постройки выдерживает только Суперджет и Ил-96. Вторых строили по 1-2 в год и так, а Суперджетов в лучшие года сдавали по 25-30 штук. По Ил-114 и Ту-214 ситуация печальная - обоих не строили 10 лет.
Но динамика по Суперджету не внушает оптимизма, за 2023 год не сдали ни одного самолета, хотя планировали 19, а потом 6, причиной называют неготовность двигателя, но, как видно из последних новостей, не готов не только двигатель, а даже пассажирские кресла (!).
Испытания отечественных кресел для импортозамещённого самолёта SJ-100 провалились
Пруф план: https://www.interfax.ru/business/904104
Пруф факт: https://www.ixbt.com/news/2023/11/13/2023-sj-100-2024-22.htm...
В общем, план в 1000 самолетов не весь про "большие" самолеты, но программа по ним не внушает оптимизма.
P.S. посмотреть цифры и всякую инфу про самолеты можно тут https://russianplanes.net/prodyears/#hr1
P.P.S динамику выпуска самолетов прикладываю.
Выпуск МС-21, Ту-214
Ил 114
Сухой суперджет
В этот пост меня призвала @Lyunalya что бы я поделился "внутренней кухней".
Я ведущий инженер-технолог и ведущий инженер технической поддержки на одном из авиазаводов нашей необъятной. Работать на двух должностях = фактически жить работой.
В чем сложность сделать самолёт за два дня?
Самолёт это очень сложная машина и один авиазавод не в состоянии ее сделать. Для этого нужна кооперация, причем не только между авиазаводами и в других отраслях.
Если взять в пример Ил-114-300 эту кооперацию можно разбить на основные этапы:
Крыло и оперение, а так же другие агрегаты делает ВАСО
Отсеки фюзеляжа делает НАЗ "Сокол"
Двигатели делает ОДК "Климов"
Винты "Аэросила"
Окончательная сборка и испытания ЛАЗ им. П.А. Воронина
Из плюсов такой кооперации можно сказать следующее:
Все этапы идут одновременно, экономя время производства
Распределенные мощности производства
Но это в идеале, и при массовом производстве. Когда на ВАСО только создают первые агрегаты, на ЛАЗе еще нечего собирать.
К сложностям можно отнести логистику между заводами, бюрократию, брак. И на все это нужно время. Но если заложить несколько самолетов с интервалом в месяц (планы производства Ил-114-300), то и передаваться в ЛИК они будут (спустя этапы производства) каждый месяц.
Но это всё из разряда сказочек с розовыми понями.
На деле эта кооперация только начинает нормально функционировать, двигатели сырые и тормозят наземные испытания и из за этого переносятся сроки сдачи машины.
А теперь вернемся к изначальному вопросу, реально ли сделать самолёт за два дня?
Если это конкретная машина однозначно нет.
Если кооперация будет работать как часы, если логистика не подведет, если смежники будут предоставлять КАЧЕСТВЕННЫЕ комплектующие, если расширить заводы, и особенно окончательную сборку и закладывать каждые два дня по машине, да на выходе мы получим новый самолет каждые два дня.
Реально ли всё это?
Да, но не в идеальном виде. Работы ведутся, заводы расширяются, работяг поддерживают, самолёты строятся.
Прошу прощения за некий сумбур.