В одном из постов прозвучал такой вопрос, на самом деле непростой. Список Минобра справедливо забраковали, а я в своё время был книжным ботаником и думаю, что смею кое-что предложить общественности.
Польза от чтения имеет несколько аспектов: 1) развитие грамотности, 2) развитие умения получать знания и 3) собственно получение знаний.
На первом этапе (младше-средний школьный возраст) желательно привить любовь к чтению, но чтобы не увлечься бесполезной приключенческой беллетристикой, я бы рекомендовал произведения в жанре реализма. Мне запомнились два автора - Сат-Ок и Джек Лондон. Оба описывают суровые будни американских индейцев и поселенцев, но читаются совершенно захватывающе. Популярных английских авторов Свифта, Киплинга, Уэллса не рекомендую - много пропаганды. Из русских авторов, к сожалению, никто не припоминается.
В 4-5 классе и старше очень рекомендую научно-познавательные "Занимательная физика", "Занимательная математика" Перельмана, "Занимательная психология" Платонова. (В это сложно поверить, но я точно помню, что читал их с интересом).
Начиная с 13-16 лет и до старых лет можно и нужно приступать к документальной прозе:
"Исповедь Экономического убийцы" - Джон Перкинс
"Недобрые самаритяне" - Чхан Ха Джун
"Продажные журналисты" - Удо Ульфкотте
Несмотря на скучный жанр, эти авторы пишут совершенно бесподобно.
"Пропаганда" - Бернейс. (Его , возможно, осилят не только лишь все)
Очень рекомендую замечательные шпионские романы:
"Тихий американец" Грэма Грина
"Шпион, пришедший с холода", "Маленькая барабанщица", "Преданный садовник" и остальные романы Джона ле Карре до 2001 года включительно. Позже его как будто подменили.
Оба автора из чужого стана, но пишут критично к своей стороне и уважительно к противнику.
По истории лучше читать не историков и худлит, а воспоминания и мемуары участников событий: Покрышкин, Горбатов, Голованов, Момыш-Улы, Пенежко, Батов, Попель, Рытов и др. Все эти авторы вполне удобочитаемы, и десяток мемуаров станет надёжной прививкой от Резунов-Солженицыных. По гражданской есть смысл читать мемуары, изданные "по горячим следам", до 30-х годов.
А как же наше всё Толстой и Достоевский, скажете вы? А я отвечу, что они писали для взрослых платежеспособных книгоманов, которым нечем заняться длинными зимними вечерами, а хитрый детский ум просто пропустит всё непонятное мимо извилин. Из классиков посоветовал бы только Героя нашего времени Лермонтова да Капитанскую дочку и Арапа Пушкина. Просто для общего развития и... лет в 16, чтобы не слишком быстро выветрилось.
Конечно, я прочитал намного больше и годной научной фантастики и исторической прозы, но с сегодняшних позиций определённо точно считаю большую часть прочитанного пустой тратой времени, а кое-что даже вредным.
Вот и списочку конец, а кто до сюда дочитал - молодец!)