Ответ на пост «Как я работала ABA инструктором»

Вау! Можно скопирую для клиентов с маленькой поправкой, не потому что "знает, что ему купят конфету (при крике) ", а потому что если сработало раз, попробую ещё и так это поведение может стать просьбой со 100% подкреплением. Главное отличие ава от дрессировки, что животным прививают не функциональные, а иногда и противоестественные навыки (прыгать в кольцо, и стоять на задних лапах животным нет необходимости), а людей учат социально приемлемому поведению (не рычать и кусать, а попросить желаемое, говорить, самообслуживание, академ навыки и т.д.), тем навыкам, с которыми этот будущий взрослый сможет жить самостоятельно в обществе.

Как я работала ABA инструктором

В далеком 2018-м, под Новый год, я осталась без работы. Я ушла сама, в никуда. Убегая от стресса, моральных унижений и переработок. Вздохнула, наконец, полной грудью и начала искать работу. По образованию я - детский психолог. Всегда работала с детьми, но непосредственно психологической деятельностью почти не занималась. Все вакансии, которые я находила, были из разряда "20 тысяч, полный рабочий день, место работы возле кладбища".

Через знакомых пришло предложение - поработать этим самым инструктором. Я понятия не имела, кто это и с чем его едят. Но вариантов не было - поехала. Пока ехала на собеседование - гуглила. Гугл обрадовал меня тем, что это секта, дрессировка и полный кошмар. Мы познакомились с клиническим директором ABA центра (интересная однако секта), понравились друг другу и меня позвали на обучение.
Выяснилось следующее: это подход по работе с поведением. Если ребенок кричит, визжит, плюется, кусается, кусает себя, бьется головой о стены и т.п. - это не к священнику, это в ABA.

Чаще всего туда приходят дети с аутизмом, но это не значит, что помогает только им. Поэтому существует миф: "Раз вам помогает ABA значит у вас аутизм" - это маме моей ученицы в садике сказали. Это бред. ABA при правильном использовании может помочь изменить поведение даже взрослого человека.

Почему этот подход сравнивают с дрессировкой? Потому что на поверхности люди видят следующее: сделал задание - получил конфетку. Значит дрессировка.

Как это на самом деле работает?
За ребенком наблюдает специалист. Дома и в центре. Анализирует поведение ( все эпизоды записывает поминутно). Делает выводы. Это куратор. Такой умный человек, прошедший массу учёб и пишущий программу вмешательства для ребенка. Инструктор - это исполнитель, он реализует программу с ребенком. Мотивирует ребенка через игру. Налаживает сотрудничество.
Например, у меня был малыш, который ничего не хотел. Хотел крутить. Колесико, палочку, он даже квадратики крутил. Я перевернула весь свой дом, но принесла ему мешок новых вещей. Например, мы выяснили, что отлично крутятся бигуди. И чтобы я ему дала эти самые бигуди, он был готов сделать все, что в обычной ситуации делать бы не стал.

У каждого действия есть причины и последствия. Мы что-то делаем, потому что хотим что-то получить ( работа, чтобы дали зарплату), или хотим чего-то избежать (мою пол, чтобы жена не била скалкой). Там больше, но это самое основное.
У ребенка то же самое. Ребенок падает на пол в магазине и орет, потому что знает: ему тут же купят конфету, чтобы "перед людьми не было стыдно". Что сделает этот ребенок в следующий раз, чтобы получить конфету? Упадет на пол и начнет орать, схема то рабочая.

Ребенок укусил маму, когда она хотела научить его убирать игрушки. Мама расстроилась/обиделась/ушла и требование убрали. Что в следующий раз сделает ребенок, если снова не захочет что-то делать? Укусит маму. Дети - это маленькие юристы. Они найдут все бреши в вашей обороне и пробьют их, даже не сомневайтесь.

Родители сами изначально подкрепляют то поведение, которое им не нравится, а потом на стенку лезут. То есть подход помогает родителям понять, где они сформировали у ребенка неправильное поведение, а потом обьясняет, что с этим делать и как это победить.

Безусловно, есть люди, которые не готовы. Это сложно. Надо переступить через себя. Научиться самим жить по правилам.

Еще буквально одно - похвала. Когда вам в последний раз искренне говорили, что вы молодец? Не походя, а с восторгом гляда в глаза? Я ощутила на себе эту магию на одном из практических занятий на обучении. Клинический директор, такой импозантный, большой и строгий мужчина учил нас какому-то действию по протоколу. Я была в роли ученицы, он в роли инструктора, остальные смотрели. Моя задача была отвечать на вопросы так, чтобы периодически ошибаться. Надо было знать, что делать и в случае ошибки ребенка. Так вот, он говорит условное "Яблоко". Я тыкаю в карточку, где нарисовано яблоко. Этот строгий импозантный мужчина вдруг расцветает, смотрит мне в глаза и говорит: "Молодец!" .
Ребята, я вам клянусь, меня в жизни так никто не хвалил. Похвалы были, но такие, походя. Мне было очень сложно потом показывать неправильно, потому что снова хотелось испытать это чувство, когда тебя хвалят. И дети тоже будут лучше стараться, чтобы повторить это чувство снова и снова. Так вот, к чему это я. Я уже не работаю инструктором, я уже давно переучилась на логопеда. Мои дети правда остались сложными, с умственной осталостью, аутизмом, задержками развития, трудными расстройствами речи. Даже если у них нарушение понимания речи, это не меняет моего к ним отношения. Я никогда не сажусь за стол с ребенком у которого нет мотивации. И я всегда хвалю детей. Каждый раз, когда они делают маленький шажок вперед в своем развитии. Даже если у нас нет глазного контакта, я стараюсь его найти и похвалить также, как меня когда-то научили, с восторгом, искренне и глядя в глаза. Даже если кажется, что это ничего не значит, это не так. Это остается с ребенком. А потом мои неговоряшки учатся говорить, далают что-то и сами себе хлопают и гордо произносят (Моодесь).
Вот так через ABA я нашла то, чем мне нравится заниматься - я сосредоточилась на речи и не жалею, что не пошла учиться на куратора.

Может быть у меня получилось сумбурно, или с ошибками, прошу за них прощения. Готова поотвечать на вопросы, если будут.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!