Ответ на пост «Воспоминания о советской и чуть постсоветской школе»

На класс старше были. 82-92

С 9 по 11 Физику и Алгебру-Геометрию вели два завуча. Тётки были жёсткие, но толковые, больше половины класса как по маслу в технические ВУЗы прошли, остальные в гуманитарные. Из всего 11 класса только трое не поступили на верхнее.

Среда была обозначена "Погружение в физику" - четыре пары подряд, потом пятой парой - астрономия. Первая пара - опрос домашки, шесть досок, шесть отвечающих, если опоздал - кладёшь портфель и сразу к доске. Раз пришёл с самого утра намахнувший, опоздал и пошёл отвечать по квантовым переходам. Ох, меня несло про блуждания квантов по параллельным мирам и прочее мгновенное распространение гравитационных полей(в ТМ тогда много наукообразного бреда печатали). Запашок у меня явно унюхали(Paul.Nardine сегодня излишне фантазирует, вернёмся к вопросу через неделю), но последствий не было кроме двойки карандашом. Исправил потом.

Одна пара - лабораторки, куча разных.

На алгебре раз неудачно ответил определение производной. Потом две недели алгебра (четыре пары в неделю, каждый день кроме среды) начиналась с того, что звучало: Paul.Nardine, определение производной! Помню до сих пор, спустя 30 лет, ночью разбуди или во время серьёзной пьянки спроси, я отвечу.

Геометрию прямо любил, оно всё так понятно и красиво было, на выпускных сдавал самый первый, разумеется на отлично.

Историю тоже любил, преподаватель был отличный, и рассказывал хорошо, и слушать умел. Потом ушёл директором в соседнюю школу, после нашего выпуска. Хотя перед выпускными он мне подговнил чутка. Я не принёс в 4 четверти какую-то домашку, он мне поставил двойку за это, и при оценках 55255, вывел 3 за четверть и 4 за год. После экзамена(сданного на пятёрку) я спросил: А нафига так? - Да ты что-то расслабился последнее время, вот взбодрил тебя, чтобы экзамены нормально сдал! Любил, чтобы с ним аргументированно спорили, принимал, если был не прав или не мог доказать. Притом, что это был конец 80х и начало 90х, споров было много, да.

Ещё вспомнился момент: Была домашка, написать воззвание к крестьянам, заводчанам и прочему народу от имени Петра III(Емельяна Пугачёва). Я озадачился, посидел в библиотеке и стилизовал воззвание в рамках 18 века, даже с ятями и прочими ерами. Историк прочитал все домашки, поставил одну пятёрку мне, а остальным сказал: Зачтено. ЧСВ тогда било ключом и пальцы сами разгибались веером.

Химию и Немецкий я не любил, последние полгода подзабил на них, и прогуливал. В начале мая мне дружелюбно объяснили, что по ним выходят двойки, пришлось напрячься и закончил в итоге без троек в аттестате.

По биологии был последние годы молодой преподаватель, сильно похожий на Служкина из "Географа, пропившего глобус"(школа тоже была закамская, как в книге). Первую четверть мы его травили, как свора бродячих собак ребёнка на пустыре. По итогу он выставил кучу двоек и троек за четверть, а я не хотел. Предложил сдать программу четверти в виде миниэкзамена, он задаёт пять вопросов по всей программе, что получу, то и уходит в дневник. Получил пятёрку, и оставшиеся два года сдавал биологию и анатомию в таком режиме. Если пары были последние - просто не ходил на них, если в середине сидел, читал книжки, или готовил ДЗ к другим занятиям.

Информатика была в отдельном классе, 14 или 16 терминалов и 286 - как рулящая машина. Я после 9го случайно попал на УПК по информатике. Туда мечтали и записались все с двух классов, выбрали лучших, а я приехал в сентябре с опозданием и "на дурочка" припёрся в класс. Оказалось, что одна девушка ушла из школы и место освободилось, а тут я, такой красивый, с Удачей, прокачанной по-максимуму. В итоге, когда Информатика стала общим предметом в 11 классе - помогал преподавателю, объяснял, включал игрушки ламерам и прочим образом доминировал.

Труды были интересными, вёл каратист и бывший афганец, строил яхту на базе мастерских, мы ему помогали. Хорошо научились работать с инструментами и материалом. У трудовика был видак, за хорошую работу могли сидеть потом смотреть Брюса Ли и Тома с Джерри.

Второй видак в школе был у УПКшного препода по электротехнике, тот кунфу и мультики не очень любил, а отдавал должное нормальным комедиям. Там мы тоже тусили.

Физру вели хорошо, и в зале, и на стадионе. Но я, класса до седьмого был овощем, хоть и самым здоровым в классе. Потом взялся за физуху, догнал подтягивания до 14 раз и вообще... Вот только бег тогда не полюбил, отложил до 47 лет.

НВП тоже вёл бывший афганец, но другой, писали лекции, разбирали АКМы, стреляли в тире-подвале из ТОЗ-8.  Такой КМБ суперлайт.

Потом летом съездили на две недели в оборонно-спортивный лагерь. Тут уже был КМБ лайт без приставки супер-. Офицеры, сержанты, зарядка, часовые с разводящим ночью в дождь, дневальные, тактика с окапыванием, поездки на стрельбище с АКМами, постоянная физуха и строевая. Все мечтали оттуда свалить!

Экзамены были каждый год, но вспоминаю, что сильно сложным и страшным оно не было. Просто за пару недель переходишь в режим СКОРО ЭКЗАМЕНЫ! повторяешь, прорешиваешь, сдаёшь. Много экзаменов по выбору, берёшь то что нравится или то, что нужно будет при поступлении.

Показать полностью

Воспоминания о советской и чуть постсоветской школе

На волне воспоминаний о уроках "Труда" в советской школе вспомнилось, что и как происходило у нас на других предметных уроках. Может кому интересно)
А может кто вспомнит свои школьные годы.
У меня 1983-1993 года.
Итак, погнали😉

Предмет "Ботаника".
Куча разных лабораторных и практичек о растительном мире, изучение пестиков и тычинок.
Под микроскопом разглядывали пленку от репчатого лука. Причем микроскопов хватало на всех.
Дома во влажную вату помещали фасоль, зерна пшеницы периодически поливали их и выращивали ростки.
Высаживали газонную траву и цветы на школьных клумбах.
Учительница была спокойная, любила пошутить, никогда не ругалась. Помню всем кто не шел отвечать у доски домашнее задание - это был пересказ параграфа, ставила единички. В журнале у некоторых был частокол)) Потом они бегали за ней после уроков и умоляли о пересдаче.

Предмет "Зоология".
Опять же куча лабораторных и практичек теперь уже о животном мире.
Постоянно показывали диафильмы о всяких животных.
Учительница та же и частокол из единиц тот же))

Предмет "Анатомия".
Из подсобки выносили скелет человека для изучения всех косточек.
Показывали эмбрионы (плод) в стеклянных банках. Это были совсем маленькие человечки у которых было все сформировано. Чувства от увиденного были двоякие, с одной стороны интересно, а с другой - ты понимаешь, что это чей-то не родившийся ребенок.
Снова учительница та же и ее любимый частокол из единиц))

Предмет "Биология".
Честно, не помню, что мы там учили. Вроде как теорию эволюции. Помню, как учительница сказала, что кто хочет верить в теорию Дарвина - верьте, а кто в сотворение мира Богом - я не возражаю. Она аргументировала это тем, что не будет навязывать свою точку зрения.
Было немного изучения генетики, что рыжие в мире доминируют.
Частокол в журнале у некоторых уверенно красовался дальше)) И не надоедало же им постоянно бегать потом за нашей биологичкой.

Предмет "География".
Наблюдали каждый день за направлением ветра, вели календарь погоды и строили розу ветров. У каждого получалась своя)) Видимо кто-то ошибался при определении направления воздушных потоков))
Ещё нужно было работать в контурных картах. И это для нашего города была настоящая пытка, их просто у нас не продавали - дефицитный товар. А за то, что у тебя нет карты, тебе прилетала двойка без разговоров. Каждый доставал их как мог. Помню мне мама привезла их из Москвы, когда поехала по путевке от предприятия посмотреть столицу на 3 дня. Не знаю, ходила ли она на экскурсии)) Но цель ее была купить мне контурные карты. И мама справилась с задачей, купила мне сразу на будущее и прошлое с 5 по10 класс в двух экземплярах. На тот момент я училась уже в 6 классе)) В магазине на нее смотрели округлёнными глазами)) А она от радости, что вот они заветные контурные карты, забыла в каком классе я учусь)))
Учили карту мира, должны были по ней хорошо ориентироваться где какое государство находится, приветствовалось знание их столиц.
А вот столицы, гербы и флаги республик СССР должен был знать обязательно. Однако гербы и флаги со временем забылись.
Учительница была очень-очень строгая и требовательная. Тишина на уроках стояла полная.

Предмет "Физика".
Были тоже лабораторные и практические работы.
Соединяли электрическую цепь, чтобы загорелась лампочка. Делали макеты фонтанов, чтобы струйка воды шла. Какие-то опыты на колебания с пружинным маятником.
Учителя менялись постоянно, каждый год - новый учитель.
Помню только закон Ома I = U/R (сила тока измеряется в амперах, напряжение в вольтах, а сопротивление в омах) и закон Ньютона - сила действия равна силе противодействия.
Если основательно покопаться в глубинах памяти, конечно можно вспомнить что-то ещё) Но, каюсь, физик с меня никакой))

Предмет "Химия".
Проводили опыты с различными реактивами, горелки, сухое горючее. Смешивали растворы в пробирках, грели над горелкой, наблюдали, пользовались лакмусовыми бумажками. Записывали ход опытов в тетрадь.
Запомнился сильно только один случай опыта скорее всего с соляной кислотой. Не помню смешивали мы ее с чем-то или нет. Я ещё и не химик)) Но подружка - соседка по парте, сильно низко опустила пробирку над горелкой. Она, в смысле пробирка - от близости пламени горелки лопнула и кислота "полетела" в разные направления. На парту, тетради, мне на руку, подружке на лицо. Ожог лёгкий был на руке и дырка на халате. Учительница крикнула, бегом к ведру с водой, чтобы промыть участки кожи. Ну и на нас возложили приобретение новой пробирки для кабинета химии.
Ещё мы на уроках обязательно должны были быть в белых халатах. С ними у нас в городе тоже были проблемы. Не знаю продавались ли на тот момент они в аптеках. Но закон был такой, нет халата - двойка. Несколько двоек мне таки прилетело)) пока бабушка по знакомым не нашла где-то злополучный медицинский халат.
Естественно таблицу Менделеева учили, карточки делали с элементами.
Учительница молоденькая была, только с института. "Охломоны" - двоечники с класса столько нервов ей вымотали.

Предмет "Астрономия".
Вел его у нас директор школы. Честно сказать: толком мало чего знаю, он то на совещаниях пропадал то ещё где-то по работе. Но когда появлялся на уроке, рассказывал о звёздах и планетах. Недавно в кроссворде попался вопрос - в чем измеряется расстояние в космосе. Помню до сих пор - в парсеках.

Предмет "Черчение".
Учили чертить рамочки на ватмане, писать чертёжным шрифтом, чертить детали в трёх проекциях.
Объяснили что такое штангенциркуль, лекала и для чего они нужны.
Вела предмет математичка, строгая женщина была, ее боялись)

Предметы "Алгебра" и "Геометрия".
Требовали знать наизусть аксиомы, правила, выводы теорем, тригонометрические формулы.
Естественно много со временем забылось, но теорему Пифагора помню до сих пор, что квадрат длины гипотенузы равен сумме длин квадратов катетов. Признаки равенства треугольников, формулы для нахождения площадей некоторых фигур. Координатные оси, векторы. И то что тангенс - это отношение синуса к косинусу, а котангенс - косинуса к синусу. Зачем мне это помнить? До сих пор не понимаю)) А ещё нас учили пользоваться таблицами Брадиса, сейчас это точно прошлый век)
Вела предметы та самая строгая математичка, которая учила чертить.

Предметы "Русский язык" и "Русская литература".
Знание правил орфографии и пунктуации. Многие так вдолбили в голову, что помнишь и поныне. Например, что слова - зги, здоровье, здесь, здравствуйте, здание, пишут с буквы З, а не С.
А с пунктуацией каюсь, дела обстоят у меня хуже))
По литературе изучали много произведений, которые сейчас может и исключены из школьной программы.
И ведь было время у школьников читать все задаваемые романы и повести не в сокращённом виде. У нас не было на тот момент интернета, где добрый человек вкратце опишет сюжет произведения.
Мы не изучали того, что может изучают по литературе сейчас.
Помню "Бородино" наизусть учили вроде как в 5 классе, мне казалось тогда стихотворение таким огромным))
Учительниц было несколько.
Первая старенькая очень была, ух лютовала и гоняла она за безграмотность.
Вторая такая же, гоняла ещё и тех, кто пытался профилонить в чтении Фадеева "Молодая Гвардия", Пушкина "Евгений Онегин", Шолохова "Поднятая целина", Гоголя "Мертвые души", Достоевского "Преступление и наказание", Толстого "Война и мир" и т.д.
Третья была добрая, как раз рухнул союз и в школе разрешили Булгакова "Мастер и Маргарита". Ещё я отказалась у нее учить стихотворения Маяковского, объяснила тем, что не могу их учить, совсем не нравятся его произведения. Лучше Блока вам прочту)
В литературных произведениях я конечно ошиблась, что в каком классе читали уже не помню. И естественно вторая учительница гоняла нехочух чтения за другие произведения))

Предметы "История", "Мировая история".
Вспоминать, что учили по истории сложнее. Тут уже смешались знания, которые получила в школе, потом в техникуме, да и то, что сама читала, ведь это интересно.
Вот точно помню, что учили в школе о древних людях, монголо-татарском иге, Кровавом воскресенье, революции, Ленине, второй мировой войне, ВОВ. Может, что упустила.
В старших классах выдали учебники "История КПСС" и ещё про какой-то съезд компартии, "Мировая история". Мы даже не успели их открыть, СССР развалился и мы их сдали. Вместо них получили учебники "Новая история". Учительница прочитав это творение, пришла в ужас)) и сказала, что написана какая-то хренотень, учебник был отпечатан на пергаментной бумаге, таких учебников на пергаменте у нас никогда не было, издательство - точно не помню какая зарубежная страна. Мы этот учебник ни разу не открыли. Учительница рассказывала нам историю по своим советским книжкам. Хорошая она была, очень добрая и тактичная.

Предмет "Человек и общество".
Вот честно, совсем ничего не помню))
Потому что учебников по этому предмету у нас совсем не было. Видать не успели ещё придумать и напечатать или переиздать.
В памяти осталось только то, что на урок учитель притащил нам свидетелей Иеговы и они начали блатовать класс вступить в свою секту)) раздавали свои буклетики, книжечки и журналы, приглашали на свои собрания во Дворец культуры. Говорили, что им нужна молодая кровь в их рядах))

Предмет "Английский язык"
С ним у меня было совсем плохо. Класс разделили на две группы. Одна попала к строгой учительнице, та за предмет "драла" так, что волосы на голове шевелились. Я попала в другую группу, к своей классной руководительнице. Она постоянно была чем-то занята, что-то писала, заполняла. Мы практически были предоставлены сами себе. Как итог такого преподавания - знание английского алфавита, счёт до двадцати, могу читать (говорят хорошее произношение), переводить только со словариком, ну и знание каких-то лёгких слов - класс, доска, девочка, мальчик, нос, кот и т.д.
Короче англичанка с меня так себе, если только изъясняться при помощи пальцев ещё))

Предметы "Медико-санитарная подготовка" и "Начальная военная подготовка"
Нас учили как оказывать первую помощь пострадавшим при ожогах, переломах, ударе электрическим током, обморожении, тепловом ударе, при потере сознания, делать перевязки, искусственное дыхание. Учили как себя вести при ядерном взрыве, как измерить пальцем ядерный гриб, чтобы узнать в какой зоне поражения ты находишься.
Этот предмет вела школьная медсестра.
Потом мы менялись с мальчиками и учили НВП. Нас обучали правилам пользования противогазом. Как правильно его надевать. Облачение головы в противогаз сдавали на оценку.
Описывали из каких частей состоит автомат. Но разбирать и собирать данное оружие, как и пострелять нам не дали. Этому обучили только мальчишек.
Мы даже обиделись на военрука)) он ответил, что наше дело борщи варить.

Предмет "Музыка"
В классе стояло пианино. На уроках мы пели песни под аккомпанемент учительницы. Это были - "Священная война", "Интернационал", "Катюша", "С чего начинается Родина", "Гимн СССР".
На проигрывателе слушали пластинки с классической музыкой - Чайковский, Рахманинов, Шостакович, Глинка.
Изучали иностранных композиторов - Бах, Бетховен, Вивальди.
Учительница вела кружок хора и вокала в школе, мы катались с ней на выступления.

Предмет "Рисование"
Один из любимых предметов, я неплохо рисовала. Учитель был мужчина - профессиональный художник.
Учил рисовать красками, цветными карандашами, простым карандашом. Рисовали портреты, природу, натюрморты. Очень запомнилось, как рисовали натюрморт из графина с яблоком. Сначала на лист постружили грифель с простого карандаша и растёрли его ваткой по бумаге приличным слоем. Лист был весь тёмно-серый. А потом по этому листу рисовали тёркой, вырисовывали графин и яблоко. Получается, в нужных местах стирали нанесенный грифель, где больше, где меньше, рисуя таким образом даже тени.

Предмет "Физкультура"
Толком никто ничего не рассказывал, никаких правил игры в баскетбол и волейбол. Бери мяч кидай через сетку, либо бери мяч, кидай собрату по команде или в кольцо. Складывалось впечатление, что просто бегает толпа по спортивному залу от одной корзины к другой))
Перепрыгивания через козла, лазанье по канату, упражнения на брусьях, прыжки в длину, спринт, метание гранат.
Ходьба по бревну: забираешься на бревно и как гимнастка дифелируешь почти до конца бревна, там делаешь элемент "Ласточка", разворачиваешься и семенишь назад.
Обязательный кросс при котором так никто за всю школу и не рассказал, как правильно дышать при беге, чтобы не кололо в боку))
Учительница была пухленькая женщина. Сама естественно нам не могла показать ни одного упражнения, ни принять участие с нами в игре с мячом.
В старших классах нас разделили с мальчиками. У нас осталась наша учительница, а у ребят появился - физрук. Вот он с ними даже в футбол играл)

Предмет "Основы информатики"
Это был новый предмет, введен он был у нас только, если правильно помню, в 11 классе.
На весь город, наша школа была единственная у которой был компьютерный класс. К нам ходили с других школ на этот урок.
Все, что помню именно с уроков по школе - бит, байт, килобайт, двоичный код.
Я даже не помню были ли мышки у этих компов тогда)))
Компьютеров было штук 20, за ними работало сразу по два человека. Не пойму в чем был смысл сразу усаживать двоих, а не по очереди?))
Мне очень на этом предмете помогли курсы УПК с профессией секретаря- машинистки. Я и ещё несколько девчонок из класса легко ориентировались на клавиатуре. А многие одноклассники, думали, что буквы на ней должны располагаться в алфавитном порядке))
Учительница совсем молодая была, все переживала, чтобы мы не ушатали компы.

Мы сдавали экзамены после каждого учебного года. Точно уже не помню, что в каком году. Это были всегда разные предметы - математика, геометрия, анатомия, английский язык, русский язык, алгебра.
Помню как писали экзамен по русскому языку, в 1987 или 1988 году. В кабинете на учительском столе стоял телевизор, в назначенное время его включили - там диктор объявил, что сегодня пишем экзамен по русскому языку и сейчас в прямом эфире вскроют конверт и назовут номер диктанта со сборника экзаменационных диктантов.
Не знаю для всех школ СССР это объявлялось или только по республикам.

Наш выпуск 1993 года был первым у кого вместо привычных обычных экзаменов ввели тесты.
Тесты по алгебре и геометрии мы писали в спортивном зале, туда поставили 4 или 5 огромных досок, где были написаны примеры и на выбор четыре ответа на них, условия задач и так же были даны четыре ответа. Ну естественно все это нужно было решить и ответ должен был совпасть с одним из вариантов ответов.
Парт было очень много. Загнали в этот импровизированный кабинет сразу 2 старших класса. А классы были большие 40 человек точно. Итого человек 80 учеников, человек 8 наблюдателей.
Поворачиваться к другой парте нельзя, разговаривать с соседом нельзя - штраф, снимают баллы, если заметят шпаргалку - всё, на выход со спортзала.
Русский язык просто был диктант, так же в спортивном зале .
Ещё нужно было сдать два предмета, они были на выбор. Я сдавала русскую литературу и географию. На сдачу по выбору, народу было меньше и сдавали уже в обычных кабинетах.
По литературе тестовые вопросы по художественным произведениям школьной программы и написать сочинение.
По географии тестовые вопросы о государствах.

Когда все экзамены-тесты были далеко позади - 12 июня на выпускном во Дворце культуры нам выдали аттестаты об 11-летнем образовании и выпустили в свободное плавание))

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!