Постоянно этот вопрос в интернете. То тут, то там армии советчиков ломают копья - одни советуют повременить и купить полумертвого японца 90-х годов, другие топят за новых китайцев по три рубля пучок, третьи убеждают, что нужно приобресть младшую модель от баварского или топовую от индийского производителя.
Я много лет за рулем, имею некоторый опыт, вот и решил пографоманствовать и по-старчески побрюзжать, составив небольшой гайд для новичков, планирующих эксплуатацию первого мота в современном крупном городе.
Мне порой кажется, что если все пузочесы перестанут советовать древний мотохлам по своим блогам и форумам, тысячи лохотронщиков просто останутся без работы. Это ж даже неприлично из года в год впаривать наивным юношам эти бессмертные четырехсотки-классики и чопперки. И вечно они без пробега, и всегда на них заветные 40-50 тысяч километров (а то и 26000, с консервации, из-под внезапно умершего японца). С другой стороны, пока в достатке кроильщиков, которые ищут «чтоб ехало, ну и до 200-250 тысяч, а то че я как лох», многочисленные сервисы без работы не останутся, разборки краденой техники будут цвести буйным цветом, а серые салоны, торгующие мотохламом так и будут тихонько толкать наивным мотобратишкам оживших мертвецов.
Я за разумный подход. Точнее, про несколько путей:
1.Новый или немного б/у мотоцикл небольшой кубатуры из Индии, например Bajaj (кстати, многие младшие модели ведущих производителей производятся там же - например, KTM или BMW, они тоже норм). Или «китаец», но брендовый, с гарантией, понятными сроками по запчастям, бьющимися и стабильными от партии к партии номерами деталей, существующими сервисными инструкциями обслуживания и ремонта (service manual). Чтобы не было рекламой, не буду никого конкретно упоминать. Обсудим в камментах.
2. Немного подержаный, до 10-12 лет, с объемом до 600ссм, распространенный и ликвидный мотоцикл, на котором удобно сидеть, который не тяжел и подходит вам по габаритам. Его легко найти с вменяемым состоянием, на него будут многие запчасти и расходники. Его будет легко обслужить, легко отремонтировать, легко восстановить при ДТП, легко продать. Он понятен, предсказуем абсолютно в любом состоянии, его многие «мотодрузья» в состоянии помочь отдиагностировать при покупке, все болячки известны и разжеваны на форумах. Примеры: HONDA CB600 Hornet и CBF, Yamaha XJ6, Kawasaki ER6, Suzuki GSF и прочие классические и классики с дизайном «под спорт».
3.Кубатурный «чоппер» или «круизер». После мотошколы пилот крупных (!) габаритов отлично справится и с 1500сс Suzuki Intruder, и с Kawasaki Vulcan 1600+, и с Honda VTX1300. Запас прочности огромный, нужно смотреть состояние, ибо возраст тут дело второстепенное, но совсем дрова с почтенными годовыми кольцами я бы не рассматривал (сейчас я про Магны, Стиды, 1400-е Интрудеры). Для новичка эта техника может стать неприятным сюрпризом. Хоть я и наталкивался на абсолютно гаражные «новые» экземпляры, но чаще это стоящие на коленях, с ржавыми баками, тысячу раз пересобранные, всратые и опять восстановленные дрова, внутренне погибшие, но имеющие великолепный (с поправкой на годы) внешний вид
Однажды мне указали на крайнюю живучесть кубатурников. Я не склонен этому доверять, но по наблюдениям, на дорогах почти 20-летние «чопперы» ездят вполне уверенно. А вот многие классики сходных годов, зачастую, вырабатывают остатки ресурса. Хотя и у тех, и у других «родной» пробег 50000км)))
Никаких злоноунеймкитайцев, никаких спортов, никаких отклонений типа странных и редких мотоциклов. Это первый байк, вы его уроните, он на год-два, вам нужно освоиться, а не заниматься бесконечным ремонтом. Знаю-знаю, вот именно ваш сосед купил спорт первым мотоциклом, с ним все нормально, а другой сосед купил ебрика и ездит на нем 10 лет. Но это же бложик, пишу, что вижу (как чукча)
Наверняка сейчас придут в комментарии владельцы хорошей и ухоженной техники, которой много лет. Я сам обладаю 11-летним голдвингом, например. Понимаю и разделяю стремление посоветовать «выбирать внимательно, и все будет норм». Но советовать это не буду. Я собрал личные наблюдения для условного новичка, который лишь закончил школу или только планирует сесть на байк, имея (или не имея) опыт покатушек на питбайке или ИЖе в деревне. Там же валяются все мысли про спорты, которые:
-дороги в ремонте по пластику
-неудобны для новичка, которому надо просто набить руку
-зачастую при великолепном внешнем виде отжаты до последнего
Ну и про совсем маленькие кубатуры. Если вам нравится медленно ездить, вот именно медленно, аккуратно, то берите. Для понимания, динамика у того же yamaha ybr125 примерно как у москвича412, а у 150сс индуса что-то типа семерки-восьмерки жигулей. За счет веса они неплохо стартуют километров да 50, но потом это превращается в некое подобие детского аттракциона «карусель с лошадками», когда что-то должно же происходить, иначе зачем мы собрались? Но ничего не происходит. Это все не про мотоциклы, несмотря на то, что на них ездит полмира, на всем этом 125-150сс многократно обогнули земной шар и блаблабла. Исключение - утилитарное использование. Дешево доехать. Все. Это часто не то, ради чего затевалась бадяга с экипом и мотошколой, осточертеет через неделю.
Про мелкие эндуро. 200-250сс эндуро - великолепный спортивный снаряд. Для леса, для полей, для спецвнедорожных трасс и соревнований, для фана и жегова - идеально. Но даже «хулиганить в городе», если вы вдруг собрались показать удаль, не пойдет. Надо 400сс минимум, желательно на шоссейных колесах. Я о Suzuki DRZ400SM и подобных. Напоминаю, мы все еще про первый мотоцикл, я помню, что лучший эндуро (мотард) для города это какой-нить КТМ690 или лютая Хаска.
Ну и в конце покажу единственное фото моего первого мотоцикла. Им был Suzuki Bandit 600s в возрасте 7 лет с каким-то вменяемым пробегом около 50 тысяч. И стоил он 185 тысяч тогда, 13 лет назад. Он в моем списке проходит по второй категории. Давайте без иллюзий, коллеги)
Дочитали? А теперь, до написания злостного комментария (или полезного, или нужного, или доброго) подпишитесь на мой телеграм блог, ведь подписки в ТГ это как лайки, только подписки: https://t.me/prorector_msk