Шок-контент: иск против Насти Ивлеевой на 250 млн рублей спланированная пиар-акция
Слышали историю про иск в суд на Настю Ивлееву в 2022 году за ее спортивный курс «Лютый флекс»? Фитнес-тренер купил его, а затем потребовал у селебрити 250 млн рублей за моральный ущерб. Так вот, это ― пиар-акция.
Все началось в мае 2022 года. Семейная пара фитнес-тренеров из культурной столицы столкнулась с типичной для ниши рынка проблемой: в мире фитнеса, где тысячи тренеров предлагают свои услуги, они нуждались в мощном информационном толчке, который выделил бы их из толпы.
И в огонь, и в воду, но не в политику
Брейншторм по продвижению фитнес-семьи начинался относительно мирно: прыгнуть в воду, потушить пожар, побывать на похоронах…
Да, разработка идей ― всегда интересный процесс. Здесь важно учесть злободневность темы, реакцию аудитории и даже риск стать обвиняемым в суде. С учетом этих моментов получилось продумать 8 пиар-идей, которые СМИ не пропустили бы.
Ритуальное прощание с фастфудом. Этакие символические похороны вредной еды, приуроченные к уходу из России McDonald's. По задумке ученики тренеров должны пройти ритуал, чтобы начать новую здоровую жизнь.
Начальная военная подготовка. Ученики тренеров прокачивают военную подготовку через спортивные тренировки: учатся обезоруживать человека или стрелять из арбалета.
Z. Пробежка по Петербургу. Акция, «привязанная» к теме СВО ― пробежка через определенные места города с GPS-навигатором, чтобы на карте в итоге получилась буква Z. Важно было разыграть это мероприятие как случайность.
Субботник. Тренеры должны были провести массовую уборку грязных участков на Неве с учениками, чтобы показать, что забота о теле должна сопровождаться заботой о городе.
Спасение утопающего. Это должна была быть провокационная акция с заранее подготовленным человеком, которого один из фитнес-тренеров бы бросился «спасать» в реку. Конечно, все было бы безопасно, но выглядело как реальная ситуация.
Шины горят. Идея обыграть обратную историю скандальной акции художника Петра Павленского, который сжег на Малом Конюшенном мосту. Планировалось, что фитнес-тренеры потушат горящие покрышки.
Пожар. Во время прямого эфира тренировки комната начинает дымиться. Начинается «пожар», который фитнес-тренеры быстро тушат.
Спортивные гены. Продажа генетического материала (сперматозоиды и яйцеклетки) под лозунгом «качественный русский спортивный генофонд».
Ребята успели согласовать семь акций из восьми (одну отклонили из-за политической тематики, к которой не хотели быть привязаны), когда в сети появилась новость про курс Насти Ивлеевой «Лютый флекс».
Звезда блогинга решила ворваться на рынок спортивных марафонов, выпустив свою программу, направленную на то, чтобы за короткое время привести себя в форму. Вполне обычная история: знаменитость запускает курс, а тысячи поклонников покупают его, надеясь стать стройными и счастливыми.
Но нет. Это была возможность.
В тот же день возникла идея: они покупают курс звезды (стоил он тогда 3 360 рублей), а затем один из них подает на Ивлееву в суд, и требует с нее 250 миллионов рублей за моральный ущерб.
Этапы разработки механики акции
Сами понимаете, судебная тяжба ― процесс, который требует тщательной подготовки. На самом деле, это была самая напряженная и щепетильная часть работы. Все должно было выглядеть серьезно, иначе СМИ могли бы просто пропустить этот иск мимо.
Вот что пришлось сделать, чтобы такого не случилось:
разработать исковое заявление ― вместе с юристами тщательно прописали все претензии, главный упор был на то, что курс Ивлеевой не оправдал ожиданий клиента, а его содержание несет покупателям моральный и физический вред;
помочь подать иск в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга ― все документы передали клиенту, чтобы именно от его лица был подан иск;
разослать копии иска в СМИ ― это был ключевой шаг, чтобы все крупные редакции подхватили тему.
Специально целились в самые популярные медиа, от которых ожидали подхвата вирусной темы. В первый же день журналисты бросились за подробностями, и к концу недели топовые издания писали о «Лютом флексе» и иске на 250 миллионов рублей.
Почему именно такая сумма?
Здесь чисто математика. С одной стороны, сумма должна быть настолько крупной, чтобы привлечь внимание медиа. Мелкие иски — это скучно, никто не будет обсуждать иск на 250 тысяч, к примеру.
К тому же, по данным СМИ курс купили почти 90 тысяч человек. И каждый из них заплатил порядка 3 000 рублей (по курсу были скидки) ― путем умножения выходит приблизительно сумма иска.
С другой стороны, 250 миллионов — это еще не космос, но сумма достаточно весомая, чтобы звучать убедительно и заставить всех задуматься: «А что же там такого произошло на курсе?».
Реакция Ивлеевой
СМИ подхватили новость с заголовками вроде «С Насти Ивлеевой требуют 250 миллионов рублей за марафон». Поклонники Ивлеевой в шоке, хейтеры ликуют.
Публикации стали появляться одна за другой, новость разлетелась по всем крупным платформам.
Например, ее опубликовали информационные порталы «Life.ru» и Вести.Ру, «Газета.ru», журналы «Лиза», «Voice» и «Woman.ru». При этом информация была подана так, что ни у кого не возникло сомнений в официальности иска.
Ивлеева, разумеется, никакой реальной вины за собой не признавала, сославшись на то, что продажи курса даже не от ее лица ведутся, а сам курс не дает покупателям никаких гарантий, о чем сказано в договоре-оферте.
Тем временем иск стал интернет-мемом, а сама Ивлеева — героиней споров о том, насколько вообще эффективны такие «знаменитые» марафоны.
Цифры, которые говорят сами за себя
Конечно, до реального рассмотрения дело, скорее всего, не дошло бы, но это и не было главной целью. Пока Ивлеева и ее адвокаты занимались официальной стороной дела, мы отслеживали результаты акции.
К июлю 2022 года о фитнес-тренере знали уже примерно 30 миллионов человек. И при этом он прилично сэкономил на традиционных рекламных публикациях. По самым простым подсчетам, охват такого уровня стоил бы около 5 миллионов рублей. Например, одно размещение пресс-релиза на «Вести.ру» стоит около 250 тысяч рублей. А тут получились десятки бесплатных упоминаний в СМИ, причем очень громких и массовых.
А что дальше?
Конечно, дело в суде по сути так и не рассмотрели, и все постепенно заглохло. Но к тому времени тренеры уже получили огромную волну внимания, и как следствие, наплыв клиентов. Люди начали воспринимать их как экспертов, которые осмелились пойти против звезды уровня Ивлеевой.
И да, если бы вдруг дело выиграли, все полученные деньги планировалось направить на благотворительность. Но как и предполагали, победы по этому иску не случилось.
Фух, признался. Если честно, эту историю мы не планировали рассказывать, но «голая вечеринка» запустила волну отмены всех ее участников, в особенности хозяйки пати, так что почему бы не воспользоваться мейнстримом? Но мы по-доброму, без хейта.
А вы бы решились подать в суд на звезду ради пиара?