В комментариях к посту #comment_92198773 просили историй от авиатора ну что ж их есть у меня. Немного отступлю от обещаной темы про аврию на Кунашире, тем более что история грустная и иллюстраций к ней я пока не нашел. Расскажу про соседний остров.
Исторический факт: на острове Шикотан есть своя воздушная гавань. причем гавань в прямом смысле слова. Такая же как и на Кунашире, где... так и просится написать... на вечной стоянке... А как правильно? если борт не стоит, а покоится на дне той самой гавани?
В начале 90-х мы зарабатывали как могли. На развалинах Аэрофлота повыскакивало немыслимое множество самых экзотических авиакомпаний. Все арендовали самолеты друг у друга или просто присваивали полуживой авиахлам и вот ты уже авиаперевозчик. Контроля почти небыло, полная свобода воздушному предпринимательству.
Вот и казаки Сахалина решили, что негоже им без воздушного коня. А как еще казачьему разъезду патрулировать бесхозную границу России на Курильских островах и ловить басурман в тихоокеанских степях? Взяли они кредит под эту тему, арендовали в Таганроге на авиазаводе несколько бортов Бе-12, залучили там же морских летчиков-испытателей и на Сахалине набрали из местных целый отряд. Учредили авиакомпанию "САКТОАР" кажется, не помню точно , но на её печати гарцевал лихой казак.(Где-то был пропуск надо поискать)
Пару раз пропатрулировали, кредит кончился, есть хочется аж переночевать негде. Пассажироперевозки напросились сами собой. Под это дело состряпали новую авиакомпанию,аренда.кредит ну как обычно и вот на рынке Сахалинских авиаперевозок чартер на Кунашир и далее по требованию благо этому самолету ВПП особо и не нужны.
То, что эта летающая лодка по сути бомбардировщик делу не помеха. Из грузового отсека всю военную лабуду повыкидывали, на створки грузолюка постелили доски и поставили скамейки из трех досок, как в сельском клубе. «Пристегните ремни»? нет небыло, потому что такой лампочки в салоне нет, но пассажирам были доступны прекрасные элементы силового набора фюзеляжа в виде массивных шпангоутов и лонжеронов без внутренней обшивки. Они прекрасно защищали незакрепленные тела от полетов по салону, особенно при посадке на воду.
Я в это время ещё служил, но пытался уволиться из рядов, рапорт на увольнение лежал без движения, на службу я забил и уехал (в сочи, а пох. 90-е) из Находки на Сахалин в казаки. Самолет мне родной, экипировка у меня была круче чем у гражданских собратьев, опыта морских полетов и посадок побольше чем у них и вот я уже на следующий день в новом экипаже.
В аэропорту Южносахалинска в классе подготовки к полетам гражданские штурмана на меня как-то диковато посматривали, но дежурный штурман подписывал полетный журнал без лишних вопросов.
Рейсы Юса-Юка быстро стали каждодневной рутиной, иногда успевали по два раза в день. Кстати пассажиров оформляли как положено, стойка регистрации, взвешивание, в аэропортовом обеспечении получали бортпитание. Но на борту конечно "мясо или рыба" пассажирам не предлагали, сознаюсь, вечером с командиром в гостинице устраивали скромный ужин и на завтрак оставалось. До сих пор сильно скучаю по изумительному сахалинскому лимонаду "Красничка".
Но пора было осваивать и другие острова. Итуруп не наш вариант, а вот Шикотан можно попробывать. Заказчики принесли лоцию Шикотана посмотрели и оказалось что на острове нет ни одной приличной площадки для выхода на берег. Остров не так горист как Кунашир, но весь в невысоких сопках, а немногочисленные долины малы и заболочены. У японцев был небольшой аэродром со взлеткой на гатях, но нам, если бы он и сохранился, неподошел даже для рулежки. Решили садиться в районе Малокурильской, затем зайти на плаву в бухту и ошвартоваться у поселка. Как запасной вариант наметили Крабовую и Горобец.
Были сборы недолги, подготовились, полетели. На Кунашире высадили бОльшую часть пассажиров и ушли на Шикотан. А вот дальше все пошло не так.
Подошли к острову с северной стороны ( а иного варианта и нет - японские террводы), https://yandex.ru/maps/?ll=146.742046%2C43.814651&z=14&a... , оказалось, что при отличной видимости и несильном ветре со стороны океана идет большая зыбь, а она гораздо хуже ветровой волны для нашего короткого самолета. Но решили садиться на гребень и завершить пробег по дуге удерживаясь на верхушке. Не получилось.
Уже практически на выравнивании словили сдвиг ветра - обычное дело вблизи островов. Но наш пилот заводской летчик-испытатель корабль посадил как собственный зад, нехило так покривил брызгоотражатель. Я пробежался по отсекам , течи нет, от удара небольшая гофра по днищу. Решили сразу взлетать, о заходе в бухту поселка при такой волне не могло быть и речи, я в своей нижней кабине вообще горизонта не видел. большую часть времени был под водой. Ушли на Горобец, здесь тоже зыбь, но пологая и длинная, зато есть отличный пляж. Приводнились очень хорошо, зашли в бухту, подходим к берегу и тут короткая полоса везения кончилась.
Оказалось, что лежащие на берегу корабельные обломки находятся практически на середине пляжа, а не с краю как казалось с воздуха и было обозначено в лоции
Для выхода на берег оставалась лишь неширокая левая часть пляжа в сторону устья реки Горобец. На снимке оно сразу за самолетом, под скалой. Подходим к пляжу поближе, наконец можно детально рассмотреть берег и вот черт, авандюна слишком близко к кромке берега и полностью из воды не выйти. А ведь накануне созванивались с местными вертолетчиками, просили провести разведку в этой бухте. Да все нормально, говорили они, у нас отличный пляж, говорили они, чистый твердый песок захватите шезлонги и тапочки.
Выпустили шасси и как только колеса нащупали дно, сразу стали вязнуть. Ну похоже о мартовском загаре на дивном черном пляже можно забыть. Самолет может маневрировать только вперед и на приличной скорости дали газу (только бы не скапотировать) стали разворачиваться влево у кромки, почти удалось.
Когда казалось, что вот она, швобода!, въехали наконец в дельту Горобца и намертво завязли в иле по самые я.. реданы.
Попытались раскачать самолет разнотягом двигателей. А чё терять, выводили на взлетный, только топливо пожгли. Провозились до вечера. Подошли морские погранцы: А че это вы тут делаете, А? С их помощью сошли на берег.Подтянулись местные, покормили. Вечером стало понятно, что мы здесь надолго.
Переночевали у местного фермера. Он ради такого события заколол свинью, было вкусно. Наутро связались с военными, попросили помощи и они очень скоренько прибыли на двух вездеходах со своей полевой кухней и прочим блэкджеком. Попутно саперы отремонтировали несколько мостов в долине.
Размотали лебедки на каждое колесо по вездеходу и стали очень трудно и медленно вытягивать самолет на берег, попутно разворачивая его носом в море.
Здесь видно всю безнадегу. Впереди скала, слева от неё буруны на пододных камнях. Водолазы пытаются откопать колеса, пилоты не унывают.
И это пожалуй самый уникальный снимок в летописях Шикотана. Впервые в истории острова его земли вот-вот коснется шасси пассажирского тяжелого противолодочного бомбардировщика, причем только одним колесом, причем прибыл он на остров хвостом вперёд.
Ну а пока можно осмтреть окресности и совершить прогулку по местным рекам и каналам. Как рассказывали местные, все скалы вокруг бухты изрыты японцами, вернее пленными китайцами. Целый подземный город, а с воды ничего не видно.
Вытягивали весь второй день, до вечера не успели. Ночевать уехали в поселок. Помню замечательную баню с бассейном и буфет с пивом. Есть фото из бани но выкладывать не буду, я там не один и у всех такой грустный вид, просто ой всЁ. Местные очень радушно нас принимали, было видно, что все желают нам удачи и очень надеются на регулярные полеты, Увы.
На третий день беху наконецто вытянули на берег почти целиком и развернули мористее. Водолазы расчистили как могли дно и уложили небольшой настил. (его я боялся больше всего, но отговорить от установки не смог).
У нас одна попытка. Но бедки ещё не все. Поскольку проторчали мы на острове три дня вместо одного по плану, у меня небыло актуальных кодов системы СВОЙ-ЧУЖОЙ. Проверили местных вертолетчиков - гостайну хранить умеют, не раскололись. Заявку подать нельзя и не известно, что стремнее: утонуть в зыбучих песках Шикотана или прорывать сисстему ПВО со стороны Японии как неопознанный л.о. Решили прорывать, топлива только- только до Кунашира, но идти надо на минимальной высоте, заодно и проверим замки на границе.
Попрощались с ставшими родными островитянами, поблагодарили как могли, погрузились на борт. Запустились, прогрели. Сказать что мы рванули с берега .... да мы бы в тот момент наверно и с палубы взлетели без катапульты. Попутно настилом оторвали наконец несчастный брызгоотражатель, но сумели проехать трясину и выйти на глиссирование. Взлетели, сделали прощальный круг,командир качнул крылом и, курс на Кунашир.
Ага пво-шники тут как тут.
-А кто это тут у нас, ну типа, стой, стрелять буду.
-Да свои мы, свои. Щас обозначимся, только предохранитель в системе поменяю. Ну что щас видно?
- Неа.
- А сейчас?
- Нет! Перестань подбирать коды!
- Плохо слышу. А сейчас?
- Ну вы и засранцы, Ладно ждем вас дома. Разминайте жопы.
Приводнились в Юке, поехали с командиром в аэропорт за кодами и топливом а там местный диспетчер-кореец радостный такой рожа красная:
- Рапорт на вас у меня уже готов.
На следующий день встретил его в аэропорту на Сахалине - бежал докладывать о летном проишествии. Но как то все обошлось, по крайней мере для меня. Сработал либо всеобщий бардак, либо то что главой той авиакомпании был старший инспектор по безопасности полетов Юса, либо то что я по сути в тот момент был вне системы, такой штурман-гастарбайтер-нелегал.
Через меяц произошла та авария на Кунашире, стало как-то совсем грустно и я уехал в Находку (Николаевку) в свою часть.
Ну вот и все что я могу рассказать про Шикотан. Фотки старые и выцветшие сильно не пинайте.