Вид на Кандалакшский залив с сопки Волосяной
Ни на что не предендую. Снимал на фотоаппарат.
Ни на что не предендую. Снимал на фотоаппарат.
Не имел какого-либо отношения к водному туризму, но интересно было попробовать.
Итак, первое: лодка. В прошлом сезоне мной была приобретена самая дешевая из всех предложений на рынке, ярко-желтая отрыжка завода по производству надувных матрасов. Они обычно бассейны делают, а тут байдарка получилась. За свой недолгий век она успела побывать в верховьях Волги, реке Тверце, ряде озер и даже съездила в Калининградскую область, на небольшой выход в Куршский залив, но об этом в другой раз, сейчас речь о Лен Области. Практика показала, что не стоит экономить, и лучше сразу взять снаряд подороже. Наш экземпляр однажды лопнул по шву, но об этом позже.
Жена на какой-то момент сообщила что ей эта вся сырость неинтересна и мне пришлось искать новых единомышленников. Один внезапно нашелся в лице сына, но время на походы нашлось лишь в сентябре, благо погода позволяла.
Канонерский остров.
Тестовый выход. Стартовали от угла, сразу после выезда из туннеля. Прошли вдоль внешнего берега Канонерки до фарватера, посмотрели, как судно заходит в угольную гавань, развернулись и пошли назад. 7 км
Вывод: довольно уныло. Можно поснимать огни города с непривычного ракурса и немного пройтись под эстакадами ЗСД, но нужно быть осторожным в темноте: местами из воды торчит арматура и прочий мусор.
Оредеж.
Маршрут подсмотрели в интернете.
Стартовали из Сиверского(ой), около километра от ЖД станции, сразу после первой заброшенной ГЭС есть удобный подход к воде. Река красивая. Много рыбы. В начале часто, затем реже, отвесные выходы красного песчаника. Спорили и не пришли к выводу об аутентичности наскальной живописи, датированной 1920-30-ми годами. Вдоль первой половины маршрута, по левому берегу домики, дачи. Вторая половина-безлюдна. Приблизительно на середине пути есть обнос - плотина еще одной заброшенной ГЭС.
Довольно слабое течение иногда прекращается вовсе. Однако, есть пара легких порогов. Глубина сильно меняется: регулярно шоркали килем по камням, пару раз садились днищем.
Поскольку встали на воду мы только в 15 часов, подошли к финишу на станции Поселок уже затемно. Долго искали где пристать, сдувались и переодевались при свете фонариков. Кроме того, мы опоздали на последнюю электричку, пришлось ехать на такси. Не поступайте как мы. Всегда надо иметь время на ошибку. 22 км.
Вывод: довольно интересный и не сложный маршрут для новичков, которые не боятся помахать веслом часов пять подряд.
Тосна.
На этот раз о маршруте информации не было никакой, рассматривали гуглокарты сами.
В планах было стартовать в городе Тосно, пройти 30 км и финишировать в Никольском. При удачном стечении обстоятельств и желании участников пройти еще 10 км и дойти аж до Невы. По дороге планировали обнос большого тосненского водопада, других препятствий по спутниковым снимкам мы не обнаружили.
Обстоятельства не сложились с самого начала. Доехав до Тосно, и найдя удобный выход к воде мы приступили к подготовке. Лодка состоит из трех независимых контейнеров: два боковых баллона и днище. Так вот, один баллон с легким хлопком лопнул. Нет, он не был перекачан. Он разошелся по шву, в том месте, где по нему шаркают веслом.
К тому моменту я решил модифицировать плавсредство и их куска баннерной ткани сподобил юбку, которая должна защищать от воды, которая так или иначе попадает внутрь. Эта самодельная юбка оказалась очень кстати, отрезав от нее полоску, мы сделали заплатку, которую наложили суперклеем на порыв. Было сразу понятно, что суперклей в данной ситуации не лучшее средство, однако быстрое, что и требовалось. С отставанием от графика всего в час, мы все-таки стартовали. Буквально сразу выяснилось, что течения нет вовсе, а плотным встречным ветром нас сдувает назад. Пришлось грести активней. Спустя еще некоторое время мы убедились в том, что заплатка все-таки пропускает. На ходу принимались спасательно-ремонтные меры: один участник тандема подкачивал насосом баллон, второй – локализовал и устранял течи при помощи суперклея.
Глядя на спутниковые снимки реки, в районе тосненских водопадов можно было прийти к выводу что характер реки бурный, порожистый. Нас ждало разочарование. На бОльшем протяжении маршрута река спокойная, полноводная. Берега крутые, заросшие. Причалить на привал проблематично. Характер начинает меняться за пару километров до водопадов. Сначала идут заросшие разливы. Нужно гадать, по которой из четырех проток удастся пройти дальше, а какая закончится тупиком и придется выгребать обратно. Немного ниже появляется некоторое течение, пороги. Дальше река протекает по плоским гранитным плитам и окончательно мелеет. Сначала мы решили снять киль, и провести лодку по совсем мелким участкам, в надежде найти глубину ниже по течению. Однако быстро пришли к выводу о несостоятельности подобного метода. Ушли с маршрута, не дойдя пару сотен метров до большого тосненского водопада. Обноситься и продолжать маршрут желания не возникло.
Итог: 18 км за 6 часов при средней скорости движения 4,3 км/ч, что на мой взгляд неплохой результат, учитывая все негативные факторы.
Вывод: нет смысла. Не настолько живописно, как та же Оредеж.
Вывод №2: Суперклей и баннерная ткань – вполне можно использовать в качестве быстрых аварийных заплаток, но надо иметь ввиду, что это временное решение, которое все равно будет спускать.
Постскриптум: Долго пытался заклеить порыв при помощи куска велосипедной камеры и резинового клея. Пришел к решению оставить эту затею, ибо шов расходится дальше, и даже если удастся притормозить этот процесс, то ненадолго. Продолжать использовать это судно (иначе не назвать) небезопасно.
Поехал сегодня вилли потренировать на дырчике, прихватил брызгалку с раунд-апом. И попадал вдоволь и планету поспасал.
...я таки разложился. Классика жанра: совсем небольшой участок песка в повороте. Но этого как раз хватило чтобы подломить мот в сторону поворота. Отделался, считаю малой кровью: Вывих большого пальца ноги, перелом второго пальца, поворотник (все равно хотел их поменять на диодные), надломленая лапка заднего тормоза. Стаж: 4 сезона, аппарат: BMW F650CS. Берегите себя. Хоть и конец сезона, но все равно обидно в гипсе прыгать.