Всем ку!) С вами очередной рукозадый кожевенник и сегодня мы будем крафтить вот такой браслет)
Сразу хотелось бы предупредить, что пост на мой взгляд не является туториалом для новичков, а скорее призван ознакомить их с некоторым инструментом и операциями, отличными от тех, которые будут использоваться на самом начальном этапе изучения кожевенного ремесла...ну и еще он будет крайне длинным, так что если интересно, то можете навести кофейку (ну или что там у вас в шкафу завалялось), достать печеньки и все такое=)
И заранее прошу прощения за так себе фотки, ну уж какие вышли.
Ну и естественно, на достоверность технологии не претендую и все ниже описанное является сугубо моим личным мнением, поэтому буду рад конструктивной критике и полезным советам)
Итак, поехали!
Краткая ТТХ для руки с длиной окружности запястья в 170-185 мм:
Формат - браслет-напульсник (ну или как там его).
Материал - кожа-краст хромового дубления рязанского завода.
Нитки - dafna.
Фурнитура - латунь.
Размеры:
- толщина кожи 2 мм.
- основная деталь 50х182 мм.
- хлястики 14х265 мм.
- тренчики 9,5х46 мм.
Этап 1 - Подбор материала и раскрой.
Тут особо ничего сверхъестественного нет, определившись с типом изделия, в первую очередь выбирем необходимую толщину кожи (в данном случае 2мм) и ее, скажем так, степень упругости и плотности. И на мой взгляд, при ручной прошивке с открытой обработкой уреза, для большинства изделий подходит кожа, по ощущениям напоминающая чем то линолеум (это конечно не совсем то, но ближайшая ассоциация именно эта), т.е достаточно плотная и упругая, но при этом пластичная и не дубовая. Так же, такую кожу проверяю на растяжение и желательно, если она либо не будет тянуться, либо по минимуму.
Так же советую обращать внимание на ворсистость бахтармы, потому что слишком повышенная и смотрится не везде уместно (рис. 1) и при раскрое осыпается, а потом все равно торчит и при обработке торцов мешает, но если дизайнерская задумка подразумевает ее использование, а торцы будут заворачиваться, то тут уж разговор другой :)
Рисунок 1 - Степени ворсистости бахтармы. Слева - ядрёненькая, справа - минимальная.
В данном случае я использовал кожу-краст, по сути это полуфабрикат, требующий дополнительной обработки и финиширования, но об том будет ниже.
Теперь о раскрое.
Для него мне понадобится:
- Нож. В моем случае канцелярский с шириной лезвия 18 мм. Пробовал разные, мне больше всего именно канцелярские для этого дела понравились (главное острые брать!), да и проблем с их заточкой или обновлением по минимуму.
- Линейка, ровная, желательно стальная и увесистая. Так же для того, чтобы меньше скользила, нижнюю сторону можно потереть наждачкой, что создаст дополнительную шероховатость.
- Шило (или любая удобная игла), для разметки по выкройке.
- пробойники диаметром 1, 3 и 4 мм (это добро есть на али в достатке)
- стамеска.
- Собственно выкройка.
В связи с тем, что руки у меня все таки немного золотые (рис. 1.1), то выкройки я обычно все рисую в автокаде, печатаю, накладываю на кожу и прижимаю грузом.
Рисунок 1.1 - Золотые руки.
После этого размечаем шилом и пробойниками все, что можно разметить - отверстия для шва, фурнитуры, какие то дополнительные метки, а так же ставим точки обозначающие прямые участки, по которым можно будет произвести обрезку без использования выкройки (рис. 1.2)
Криволинейные участки вырезаем прям по выкройке.
Совет - если вам, по тем или иным причинам (туго режет нож, сминается выкройка и тд) трудно прорезать кривую линию ведя рукой без отрыва, то попробуйте делать это, словно пилите кожу пилой, т.е. легкими надавливаниями сверху-вниз, продвигаясь по паре миллиметров.
Рисунок 1.2 - Стрелками показаны точки обозначающие прямые участки последующего раскроя.
А пробойником я размечаю будущие прорези под хлястики.
В итоге получается вот так:
После чего все окончательно обрезается
Совет - при раскрое, не старайтесь прорезать кожу насквозь за одни раз, лучше несколько раз повторить движение, во-первых так легче физически, во-вторых будет более аккуратно и в-третьих, если стараться прорезать сразу, то мягкая кожа будет тянуться и деформироваться, что может привести к искривлению линии реза и прочим глобальным косякам.
Также следите за своими пальцами, когда прижимаете линейку, иначе можете оттяпать себе немного всякого.
Ну а дальше можно приступить к прорезанию отверстий под хлястики.
На рисунке выше, видны отметки под эти отверстия намеченные пробойником и показано, по какой линии стамеской будет прорезаться оставшийся контур. Только на самом деле стамеску надо ставить вертикально и наоборот немного отклонить от себя, это необходимо делать из-за угла заточки стамески, чтобы она прорезала кожу вертикально и не ушла под углом, на фото просто для наглядности так (к слову, если есть место и болгарка, то думаю из мехпилы можно изготовить неплохие просекатели разных размеров, главное с углом заточки не перегнуть, а то выкрашиваться начнет).
И что получается:
То же самое делаем в оставшихся местах, после чего окончательно пробиваем намеченные отверстия пробойником и получаем вот такой результат:
Всякое торчащее лишнее - аккуратно подрезаем.
Так же хотелось бы отметить, что сначала размечать пробойником не обязательно и можно сразу пробивать начисто, а потом подрезать стамеской (причем тут лучше попробовать разные способы, попереворачивать стамеску туда сюда и тд, просто кому как удобно), но мне так легче...ну или еще можно купить нормальный щелевой пробойник и не мучиться, но пока что то вот так.
Далее по "шильным" отметкам дополнительно размечаем миллиметровым пробойником отверстия под шов, чтоб ровнее пробить в итоге, потому что см. рис. 1.1
После чего пробиваем и проделываем все те же операции с остальными элементами браслета, получая в вот такую заготовку:
На хлястиках вы можете видеть миллиметровые отверстия на концах прорезей, они позволяют минимизировать вероятность разрыва прорези при застегивании браслета. На этом раскрой завершен.
Этап 2 - обработка торцов и лицевой стороны кожи.
Я думаю со мной многие, кто занимается кожей согласятся, что обработка торца хромки, это прям отдельный трындец круг ада для каждого и средств для этого много, я пробовал всякие разные и даже, когда то в порыве "безумия" провел их глобальный тест и согласно своим потребностям в итоге определил для себя способ описанный ниже.
Для которого нам понадобятся:
- Торцбил (кромкорез). Самый маленький, какой нашел.
- Гравер с камнем с зернистостью 80-120 (какой найдете, я брал в леруа).
- Паяльник с насадкой для обработки торцов. (у меня на 300 ватт, но это много, 180 думаю за глаза будет. Так же я к нему регулятор мощности за 150р. от братьев китайцев прицепил и вообще хорошо. Кстати насадку можно из идущего в комплекте жала сделать в общем то, если уж прижало).
- Простая вода для смачивания торцов перед обработкой гравером.
- Средство для торцов (в моем случае это Orly от Kenda Farben)
- Дисциплинированная вода (но в целом и обычная сойдет) для разбавления Orly. Я разбавляю в соотношении orly/вода, как 1/0,3. Отмеряю шприцем.
- Какие нибудь "стержни" для нанесения orly, у меня вот игла и керн.
...а, и еще нам понадобится один указательный супер-палец, это очень важно!
и именно им я сначала смачиваю торец...хотя нет, вот этот лучше подходит:
целиком весь не надо, лучше участками, смочить и следом обработать гравером и тд., чтоб высыхать или впитываться вода не успевала. Это позволит лучше срезать и пригладить ворс и сократит количество пыли (что лично для меня крайне важно).
Гравером орудуем в таком положении, попутно прижимая заготовку пальцами (да, там должны быть пальцы, просто фотик держал жеж ими):
работать им надо аккуратно, но уверенно, попутно можно исправлять мелкие огрехи допущенные при раскрое. Но сильно прижимать не стоит, иначе кожа начнет "расплескиваться" в стороны, а это не есть хорошо. Скорость у меня стоит чуть ниже средней (полная 28000 об/мин.)
Далее наносим разбавленный в озвученных пропорциях orly на обработанный торец в 1 слой (но тут надо пробовать, разный версия orly имеет разную густоту). Так как краска разбавлена, то можно сказать выполняет функцию грунта. Так же первичное нанесение позволяет укрепить кромки торцов, что сделает дальнейшую работу кромкорезом немного более удобной.
Так обрабатываем все торцы, включая торцы отверстий под хлястики с помощью керна, а отверстия на самих хлястиках при помощи иглы, после чего даю им высохнуть в течении 15-20 минут. Для удобства обработки отверстий под хлястики, заготовку в этом месте можно изгибать, что упростит доступ к торцу.
Дальше проходим все кромки (внутри отверстий под хлястики тоже, но без фанатизма, аккуратно) кромкорезом:
Ну а теперь пришло время паяльника.
В данном случае, сначала я пройдемся по всем срезам самой узкой бороздкой, затем той, что сразу справа от нее и потом наконечником насадки обработаю отверстия и их кромки.
На фото ниже, если разглядите, то видна разница между торцами до (низ) и после (верх) паяльника:
Как только все торцы обработаны, то еще раз наносим краску для торцов. Тут можно нанести вдоволь, получив в итоге более гладкую и блестящую поверхность, либо просто тонкой пленкой размазав все супер-пальцем (почему то именно им очень удобно это делать я заметил), что даст более шершавый и более матовый вид и я буду делать именно так, получив в итоге такой результат:
Нет, он конечно не супер-вау, но меня устраивает, да и по соотношению прочность/внешний вид/трудоемкость примерно такой результат мне и нужен =)
Но если кто захочет повторить и сделать по этой же технологии, но лучше, то можно просто еще раз пройтись паяльником (или наждачками полировать до помутнения рассудка) и нанести третий слой и результат будет уже более интересным.
Также если есть гравер с быстросменными цангами (мне лень просто раскручивать туда сюда все время), то думаю можно сделать резиновый бочонок с внутренним радиусом из наждачки 240-й или 360-й зернистости и либо после прохождения паяльником мягко дошлифовывать торец и наносить второй слой краски, либо делать это после второго слоя и наносить третий.
На следующем этапе натираем все детали пчелиным воском с помощью войлока, а поверх него наносим карнаубский для придания легкого блеска. Это можно и нужно делать как раз из-за того, что у используется кожа-краст, которая не имеет никакого покрытия и собственно и предназначена для того, чтобы ее зафинишировали в итоге.
Затем прошиваем все декоративные элементы
и собираем браслет воедино
Сзади заканчивал швы посредством запайки зажигалкой. Да, выглядит не очень, но честно говоря мне больше важна надежность в данном случае, потому что швы короткие и лучше перестраховаться на мой взгляд.
И на этом в общем то и все. Дальше остается только отфотать фоточки в более-менее нормальном освещении, поставить на них кусочек логотипа и запилить пост на пикабу =)
Всем спасибо за внимание. Надеюсь кому нибудь, да пригодится) Если что, то сорямба за ошибки)
Если я что то упустил или появились вопросы - спрашивайте, буду рад ответить)
И еще больше буду рад услышать полезные советы, потому что они обычно всегда нужны.
Кстати, если будет интересно, то в целом можно запилить отдельный пост по проработке выкройки и еще всяким инструментальным плюшкам.
Ну и там плюсуйте-минусуйте и все такое)