VertDider
Бойкот Пикабу
Друзья, в знак солидарность с нашими друзьями и коллегами из @SciOne мы уходим с Пикабу до того момента, как администрация ресурса не выскажется открыто о проблеме и не принесёт пользователям извинений.
Напоминаем, что пост, освещающий вопрос гомофобии, был удалён модерацией ресурса, после чего многие вступили в полемику с модератором. В ходе неё админша сообщества «Наука» @Nekripssa была забанена «флуд».
Дерек Мюллер посетил Шпицберген [Veritasium]
Привет, Пикабу!
Представляем 2 новые озвучки от нашего канала:
Всемирное семенохранилище на Шпицбергене. Закрытое для свободного посещения, оно приоткрывает свои двери всего на две недели в году, и сегодня мы этим воспользуемся.
Приятного просмотра!
Честный лжец [Vert Dider]
«Неважно, как вы умны и насколько образованны — вас можно обмануть», — эти слова пугали бы в устах мошенника, но в нашем случае произнес их Джеймс Рэнди, легендарный иллюзионист и разоблачитель экстрасенсов, научный скептик и борец с заблуждениями.
Друзья, мы наконец представляем вам свой перевод документального фильма о Невероятном Рэнди «Честный лжец», снятого в 2014 году. Из него вы узнаете о победах и неожиданных провалах в крестовом походе против шарлатанов.
Как понять принцип неопределённости Гейзенберга? [Veritasium]
Принцип Гейзенберга говорит нам, что невозможно одновременно определить положение частицы и ее импульс с бесконечной точностью.
В обычной жизни мы фактически никогда не сталкиваемся с этим ограничением, так что он довольно специфичен.
В видео проводится эксперимент: лазер направляется через небольшую щель на экран. Как только щель становится уже — пятно на экране сужается. Но с определенного момента пятно начинается расширяться. Это происходит потому, что местоположение фотонов света было настолько точно локализовано, что их горизонтальное направление должно стать менее определенным, чтобы удовлетворять принципу неопределенности Гейзенберга:
Биология поведения человека: Лекция #14. Лимбическая система [Роберт Сапольски, 2010. Стэнфорд]
Привет, Пикабу!
Представляем четырнадцатую лекцию курса 2010 г. «Биология поведения человека» профессора Роберта Сапольски из лекций Стэнфордского университета.
В этой лекции Роберт Сапольски уделяет внимание роли лимбической системы как эмоциональной составляющей нервной системы. Он анализирует ее влияние на принятие решений, ее связь с корой головного мозга, а также различные функции подразделов нейронных структур, относящихся к лимбической системе.
Список переведённых лекций*:
1-я лекция: Вступительная лекция об основных направлениях курса и том, почему опасно мыслить категориями.
2-я лекция: Эволюция поведения, I. В этой лекции профессор объясняет эволюцию поведения, используя наглядные примеры, в том числе широко известную «дилемму заключенного».
3-я лекция: Эволюция поведения, II. Продолжение объяснения эволюции поведения.
4-я лекция: Молекулярная генетика, I. В ней рассказывается о связи синтеза белков и точечных мутаций с микроэволюционными изменениями, и обсуждаются конфликтующие друг с другом теории градуализма и прерывистого равновесия, а также феномен эпигенетики.
5-я лекция: Молекулярная генетика, II. В ней рассказывается о различных мутациях в компонентах естественного отбора на молекулярном уровне, а теории градуализма и прерывистого равновесия сводятся в общую модель развития.
6-я лекция: Генетика поведения, I. В лекции освещаются классические подходы генетики поведения, их недостатки, влияние факторов среды, негенетическая наследуемость некоторых черт и эпигенетика.
7-я лекция: Генетика поведения, II. В лекции освещаются основные трудности, связанные с изолированием отдельных генов, пониманием изменчивости и наследуемости, а также объясняется, почему гены и среда неразрывно связаны между собой, хоть роль последней часто недооценивают.
8-я лекция: Распознавание родственников. Эта лекция посвящена различным способам распознавания родственников у животных и людей, с помощью специальных белков, обоняния или когнитивных усилий и сенсорной информации. Также обсуждается какую важную роль играет эта способность в различных аспектах жизни живых существ.
9-я лекция: в ней биология поведения рассматривается через призму этологии, основными принципами которой является изучение животных в естественной среде обитания и «интервью» на их языке. Также приводятся примеры поведенческого разнообразия, важности взаимодействия генов и среды и экспериментов в рамках этологии.
10-я лекция: Введение в нейронауки, I. В лекции ассистенты Нейтан Вудлинг и Энтони Чанг-Минг в общих чертах расскажут о нейронауках и их связи с поведением человека. Они познакомят нас с долями головного мозга, его клетками, нейрофармакологией и обратным захватом.
11-я лекция: Введение в нейронауки, II. В начале лекции Патрик Хаус рассказывает о воспоминаниях и механизме их формирования. Затем Дана Теркер читает лекцию о вегетативной нервной системе и ее функциях.
12-я лекция: Эндокринология. Уильям Питерсон и Том МакФадден знакомят нас с эндокринологией. Они рассказывают об основах эндокринной системы, о пептидных и стероидных гормонах, о процессах, с помощью которых мозг управляет гормонами, и о влиянии гормонов на мозг.
13-я лекция: Неврология и эндокринология: продвинутый уровень. В этой лекции рассматриваются более сложные, с точки зрения нейробиологии, способы межклеточной коммуникации, роль лимбической системы в формировании личности, поведения и факторы, которые могут вызвать различные аномалии в функционировании нервной и эндокринной систем.
*Всего в курсе 25 лекций, постепенно мы переведём все.
Этот курс выходит благодаря нашим подписчикам.
Поддержите нас плюсом и подписывайтесь на нас и сообщество «Наука»
Уолтер Левин о физике, искусстве, секретах преподавания и главных загадках Вселенной
Уолтер Левин – астрофизик, автор книги «Глазами физика: Путешествие от края радуги до границы времени», бывший профессор МТИ. Его прощальная лекция набрала на YouTube почти 6 миллионов просмотров.
В апреле 2017 мы взяли интервью у легендарного лектора и астрофизика: мы поговорили о науке, преподавании, личных интересах и самых загадочных объектах во Вселенной. Запись с переводом на русский язык:
Также прикрепляем оригинальную версию интервью, без перевода:
Отдельная благодарность SciOne за помощь в проведении съемок!
Мальчики умнее девочек? [AsapSCIENCE]
Правда ли мальчики умнее девочек? Что говорит по этому поводу наука и исследования?