Как ИП установил кассу самообслуживания в магазине
Почему решил установить кассу самообслуживания
Больше года назад супермаркет перешел на франшизу «Фасоль». Когда подписывали договор с франчайзером, нам поставили условие: в магазине должно быть 2 кассы, соответственно площади торговой зоны. На тот момент у меня касса была только одна.
С «Фасолью» договорились, что второй кассой позже станет касса самообслуживания (КСО). Нанимать еще одного кассира казалось невыгодным: очереди собираются только на протяжении полутора-двух часов в день. Не хотелось выходить в минус, зря выплачивая зарплату дополнительному кассиру.
Узнал, что Контур.Маркет начал продавать программное обеспечение и оборудование для КСО. По цене решение вышло как одна зарплата кассира за месяц. Технические специалисты Контура привезли и установили кассу, всё настроили. Единственное, что мы сделали сами, — добавили в панель быстрого доступа «плиточки» с товарами.
Как организовал зону для самообслуживания
К рабочему месту кассира ведет длинная стойка — на ней же у нас зона допродаж. Мы выделили 60–70 см от начала стойки под самообслуживание, КСО стоит прямо на углу. Когда клиент идет на кассу, он по пути выбирает, остановиться на зоне самообслуживания или пройти к кассиру. А еще он в то же время находится и в зоне допродаж, его взгляд может упасть на снеки, шоколадку или жвачку, и, вероятно, он этот товар купит.
Кассу самообслуживания установили на стойке рядом с основной кассой, на фотографии КСО справа
Стало ли больше клиентов в магазине после установки кассы
Нет, но такой цели у меня и не было. Супермаркет находится на окраине рядом с железнодорожной станцией. Наши покупатели оттуда ездят на работу или на учебу либо живут рядом. Основной поток — утром или вечером, когда люди поехали по своим делам или вернулись обратно.
В пиковые часы мы и хотели разгрузить кассира, чтобы обслуживать больше людей за такое же время. Эту цель отлично помогла выполнить КСО. Когда собирается очередь в 3–4 человека, кассир предлагает пройти на зону самообслуживания. Для кого КСО не в диковинку, сами охотно идут на нее.
К зоне самообслуживания в супермаркете легко подойти, касса установлена прямо в зоне допродаж
В день в моем супермаркете совершают покупку в среднем 300 раз. Примерно 30 чеков в день отбивается на КСО. Количество небольшое, но главную задачу КСО выполняет.
Какие покупатели используют КСО и что покупают на ней чаще всего
В основном пробивать покупки самостоятельно любит молодежь и те, кто не хочет контактировать с кассиром или другими людьми в очереди — боятся инфекционных заболеваний или просто не желают общения.
Чаще через КСО покупают снеки или газированные напитки — что-то небольшое, что можно быстро пробить и уйти по своим делам.
Потихоньку клиенты «приучаются». Основной потребитель у нас пока более консервативный, еще нужно время, чтобы он привык к инновациям. Последние 3 года в Москве постепенно внедряют кассы самообслуживания, но в регионах это пока отдается эхом.
Люди более старшего возраста пока не очень охотно используют КСО, боятся ошибиться. Взаимодействие с техникой для многих из них пока идет тяжело, для них это стресс. Им намного приятнее поболтать с продавцом, спросить, когда привезут их любимую селедку, — а бездушная машина им не ответит.
Молодежь хорошо понимает, как пользоваться КСО. На них мы и делали упор, когда устанавливали. Для них всё интуитивно понятно — интерфейс у кассы очень простой.
Касса самообслуживания от Контур.Маркета в супермаркете «Фасоль» и её интерфейс
Стали ли чаще воровать
После внедрения КСО разницы не заметил. Краж не стало больше или меньше — у нас и до установки КСО бывали случаи воровства. К сожалению, есть люди, готовые пойти на мелкие преступления. Они могут это сделать и в торговом зале, кассы тут не при чем.
У нас есть видеонаблюдение. А еще кассир работает в полутора метрах от кассы самообслуживания и может понаблюдать, что человек там делает, что пробивает. Так сказать, одним глазом контролирует, что происходит на КСО.
Совет предпринимателям: стоит ли установить кассу самообслуживания
Когда обновлял супермаркет, хотелось не только поменять внешний вид, но и внедрить современные решения розницы, которые сейчас на пике. «Осовременить» магазин как раз помогла КСО. Считаю, что это необходимый инструмент и формат, который должен быть в магазинах.
Так много есть клиентских портретов, и у всех свои особенности. Много интровертов. Хотелось поддержать тех, кто не любит взаимодействовать с другими людьми в магазине, хочет быстро пробить банку любимой газировки и уехать на учебу или работу.
Если ваш магазин находится в большом городе или даже просто в активном спальном районе, где много молодежи, — КСО отлично впишется в такой магазин. Если у вас магазинчик на окраине, определите, какие цели должна выполнить КСО, ходит ли к вам клиент, который будет ей пользоваться.
КСО сэкономит вам как предпринимателю деньги. Она не будет продавать алкоголь и сигареты без подтверждения «живого» кассира, но уберет с работника часть нагрузки. Ничего, кроме электричества в маленьком объёме, она не требует, контроль нужен минимальный. По стоимости можно уложиться в 50 000 — 60 000 рублей, а это в нашем регионе практически месячная зарплата кассира. Если у вас уже есть своя техника, выйдет даже дешевле.