Я люблю часы с детства, когда был студентом – шарился по барахолкам и искал
интересные экземпляры. Сегодня хочу провести небольшой экскурс по основной
информации, которую, возможно, вам будет интересно узнать и которой я уже
давно хотел поделиться.
Сразу скажу: я не претендую на звание знатока в этой области, есть люди,
которые разбираются в этом лучше, так что, если где-то с чем-то не согласны –
поправьте, буду благодарен, может, какого-нибудь часовщика это подтолкнет на
написание более развернутого и интересного поста, чем получится у меня.
Краткий экскурс в историю, читая которую стоит помнить, что есть сотни версий
происходившего, а европейцы – большие любители слагать легенды для хороших
продаж. Мне нравится мрачная и даже чем-то романтичная версия, что
протестантизм создал швейцарскую часовую промышленность. Местный богослов
в середине 16 века установил рамки допустимых развлечений, упразднил все
украшения и другие детали светской жизни. Что делать, если все под запретом, а
красоты хочется? Правильно, доводишь до идеала то, что не запрещено.
Ношение часов под запретом не оказалось, поэтому швейцарские мастера
занялись их постоянным усовершенствованием. С этого все и началось.
Маленькие производства сложносочиняли свои механизмы и гордились собой до
новейшего времени. Совсем недавно все грозило закончиться плохо, когда
швейцарцы отказались от производства цифровых часов, и азиаты заполонили
рынок своими кварцевыми. Часовая промышленность Швейцарии чуть не
продалась японцам, но ливанский бизнесмен Николас Хайек, у которого почти нет
фотографий, где бы он ни был весь обвешан часами, спас их от этой участи,
объединив старейшие часовые дома, находящиеся в упадке, в одну марку.
Есть такая группа The Swatch Group Ltd. В группу с 1930 по 1992 год вошло более
10 всем вам известных часовых марок от Certina Longines и Rado до Breitling и
Breguet, большую часть которых вы даже не подумали бы ассоциировать со
Swatch, а также в 1998 вошел завод механизмов ETA, присоединились
производители циферблатов R&W, браслетов Lascor и так далее. Все в мире
европейских часов за редким исключением принадлежит им.
Swatch спасла бренды, но, по праву можно сказать, свела к абсурду марки
верхнего ценового диапазона. Всё смешалось в доме Облонских: в Европе
независимыми аналитиками было проведено множество вскрытий, и, например,
Omega за 4000$ полностью соответствовала Certina за 500$. То есть по калибру
механизма, произведённому на ETA, по типу гильоширования было определено,
что циферблаты произведены из тех же материалов и на том же оборудовании.
Повторюсь: лабораторно доказано что Certina и Omega одинакового функционала.
Хотя Swatch это вовсе не скрывает, вы сами можете найти массу Tissot и Certina,
где официально сердце (механизм) одного калибра ETA с Omega и Breitling. Это
часы, произведённые одними людьми на одном оборудовании из одних
материалов, и отличаются только логотипом. На настоящий момент сегмент
европейских часов, где 200$ против 2-4000$ - это плата за лого.
Rolex, Zenith и несколько других брендов не входят в The Swatch Group Ltd, и там
нет этого беспардонного мошенничества.
Можно ли сказать, что качество часов «Swiss Made» выше, чем, допустим,
азиатских или каких-либо других? И да, и нет. Частично авторитет швейцарских
часов сохраняется за счёт историчности, но уже сейчас некоторые азиатские
бренды, например, японская марка Seiko могут похвастаться более точными
параметрами: например, кварц Seiko за 200$ более четко стрелкой попадает в
секундные метки чем omega за 2500$ что тоже тестировалось на 30vs 30
одинаковых часов.
Мое любительское мнение подсказывает, но тут не факт, что такое
вмешательство в разделение на касты и глобализация повлияют на статус часов,
как на возможность сохранения средств. Возможно, в комментариях держатели
ломбардов расскажут, на сколько теряет в цене по сравнению с предыдущими
десятилетиями швейцарский механизм.
Рассказывать про более банальные вещи типа «что обозначает надпись на
часах» не буду, этому посвящены целые сайты. Краткий экскурс есть в ролике от
qnet, который прикрепляю к посту, где старейший часовщик из Баку об этом тоже
популярным образом говорит.
Но на что я хотел обратить внимание всем вышесказанным: сейчас то время,
когда можно спокойно обратить внимание на менее известные бренды. Можно
спокойно купить часы типа Bernhard H. Mayer, которые будут радовать глаз и
просто нравиться. Можно купить японский Casio и не думать, что это –
мальчишеский жест, а такие часы – несерьезное приобретение. Проигрывают
только те, кто цепляется за старую информацию и покупают часы с оглядкой на
бренд, который давно уже не имеет той оригинальности, как в лохматом 16 веке.