Всем привет! В прошлый раз я закончил на этом моменте. Бриар выточен, теперь очередь эбонита. Мундштуки я делаю в основном из него, поскольку он оптимален для зубов. Акрил конечно же, твёрже и инертнее, но зато зубам не так приятно. А так как мундштук по сути это расходник, то я придерживаюсь концепции трубка для человека, а не наоборот. Да и зубы дорого стоят.
Переходим к токарному станку с механической подачей, руками тут уже не справишься, ибо точность нужна уже до десятых долей мм.
Зажимаю эбонитовую заготовку в патрон и прохожу по всей длине, свожу диаметр до диаметра чубука.
Далее я буду сверлить дым канал. Для этого я использую свёрла на 2 мм, 3 мм и конусное сверло изначальным диаметром 4 мм, так же вспомогательное центровочное сверло. Им я намечаюсь с обеих концов заготовки.
С одного конца я сверлюсь на 2 мм, с другого на 3 и потом конусом, таким образом, что бы сверловки на 2 мм осталось ~1/3 от общей длинны.
Как только сверловка закончена, начинаю точить тенон (шип). По длине точу с запасом на 1 мм. Поджимаю конусом морзе, что бы убрать любое биение, но это просто особенности несовершенства моего станка.
Итак, несмотря на то, что сверло для паза было на 7 мм, но отверстие оно оставляет на 6,8 мм, а шип я точу на 7,05-7,15 мм. Логично? Логично.
На самом деле такие размеры обусловлены свойствами материалов, ведь эбонит на половину состоит из каучука, а потому имеет свойство чуть ужиматься. Длину шипа я делаю не точь в точь по длине паза, а на несколько десяток мм короче, делаю я это для того, что бы во время курения, когда материал чуть расширится, внутреннее соединение было идеальным.
После шлифовки шипа, будущий мундштук плотно, немного со скрипом садится в стамель.
Маленьким балганым кружочком я намечаю щель для будущего V-слота и растачиваю вглубь, переточеной на конус, пилочкой для лобзика. Все мои мундштуки имеют такую инженерию, что бы дым выходил не тонкой, обжигающей язык, струйкой, а широким потоком.
Забегая вперёд, так выглядит мундштук внутри, когда полностью закончен. Фото не моё. На нём хорошо видно, как дым канал «перетекает» из круглой плоскости сечения в плоскую и V-образную.
Далее всё грубо обдирается на нождачном круге, в сборе. Геометрия должна быть правильной и ровной!
Чубук свожу до 10 мм, симметрично, что бы в дальнейшем не заморачиваться какой стороной переворачивать мундштук. Так же обдираю лишнее мясо с чаши и немного с мунштука, формируя будущий зазубник.
На этом этапе я заканчиваю с механической обдиркой и перехожу к напильникам. Некоторые мастера практически всё делают на наждачном круге, это увеличивает скорость работы, но у меня не получается так лихо работать с ним, потому финальную форму я всегда делаю напильниками. Руками лучше чувствуется, да и лишнего не снимешь.
На этом этапе меня интересует только соединение чубука и мундштука. Нужно добиться правильного эллипса в сечении, сохранив полную симметрию. Это самый ответственный этап в шэйпинге канадок, если он выполнен хорошо, то трубка будет выглядеть изящно и правильно
Периодически прохожусь наждачкой на длинной колодке, что бы не было волн и перекосов и готово.
Далее показывать особо нечего, тут просто много движений напильником, пока результат не удовлетворит.
Задержусь разве что на мундштуке, толщину зазубника я делаю 4-4,2 мм, эта та толщина, при которой ещё сохраняется прочность и в тоже время комфортна для челюсти. И ещё, кто-то делает зазубники просто прямыми, но я формирую его немного по дуге, я убеждён что в силу анатомии зубов, это более комфортный форм-фактор.
Вот и финальный результат шейпинга. Осталось немного подрихтовать нюансы и можно проступать к шлифовке и нанесению цвета. Уже финишная прямая, трубочка самому очень нравится, аккуратная, легкая, симпатичная.
Всем спасибо, в следующей части уже покажу финальный результат. Делаю трубку не быстро, времени мало, выкладываю посты по мере продвижения, стараясь не упустить всех деталей. Всем мир.