Главные фишки музыкальных спектаклей, за которые им прощают многое
У каждого мюзикла «Бродвей Москва» есть своя зрелищная фишка – эта традиция появилась еще на заре жанра. Рассказываем про самые любопытные сценические «аттракционы», ставшие в своё время откровением для зрителей.
Сцена из мюзикла «Последняя сказка»
Настоящие профессионалы своего дела в России
Мюзикл «Норд-Ост» (2001), с которого, кстати, начинал свою театральную карьеру глава компании «Бродвей Москва» Дмитрий Богачёв, без оговорок можно назвать первым российским мегамюзиклом. Эпический сюжет, бродвейская система ежедневного показа, роскошные массовые сцены и «бомбардировщик в натуральную величину», который «каждый вечер садится на сцену». На него порой «ради интереса» приходили посмотреть далёкие от театра люди, после чего становились горячими поклонниками и театра, и «Норд-Оста» – конечно, уже не из-за самолёта.
Впрочем, главную зрелищную фишку «Норд-Оста» создатели оставили без рекламной поддержки. И тем ослепительнее она была для неподготовленного зрителя – в финале сцену буквально вспарывали ледяные торосы, а из-под неё показывался заиндевевший гигантский нос шхуны «Святая Мария». Кстати, сейчас посмотреть спектакль можно в кинотеатрах в рамках проекта TheatreHD. Настоятельно рекомендуем: даже в записи «Норд-Ост» производит колоссальное впечатление.
После «Норд-Оста» в Москве были и огромный кордебалет «42-й улицы», степующий в унисон, и падающая люстра, и мюзиклы из суперхитов ABBA и Queen, и полыхающий живым огнём «Зорро», и превращение из Чудовища в принца, и летающий троллейбус в мюзикле из песен группы «Секрет» «Ничего не бойся, я с тобой».
Сегодня штаб-квартирой российских мюзиклов можно назвать Театр МДМ. Все указанные в предыдущем абзаце спектакли (и многие другие) шли именно на этой сцене – пора уже площадку из Московского дворца молодежи переименовать в Московский дворец мюзикла!
Давайте разберёмся, какие же постановки идут здесь сейчас и что у них в плане фишек.
После «Ничего не бойся, я с тобой» главную сцену Театра МДМ занял масштабный мюзикл «Последняя сказка» – самый дорогой проект «Бродвей Москва» по вложениям в художественное оформление. Легко поверить – кажется, что это шоу сплошь состоит из «фишек».
Про главный сценический эффект «Последней сказки» вовсю спойлерит реклама: на афише герои летят на ковре-самолёте. Сцена с парящим ковром аж с тремя персонажами «на борту» производит действительно сильное впечатление. В отличие, например, от ковра-платформы в диснеевском «Аладдине» на Бродвее, этот развевается на ветру, как настоящий – эксклюзивный эффект разработали бельгийские инженеры.
В числе других зрелищных приёмов – мистический караван, шествующий через весь зрительный зал, внезапное появление Джинна, превращение московской квартиры в знойную пустыню и не только. Есть в новом мюзикле и не вполне материальная «фишка»: в партитуру шоу вошёл суперхит Таркана Şikidim, который стал дерзким «Танцем Огня» в исполнении знойных красавиц.
Сцена из мюзикла «Последняя сказка»
Паркетный зал Театра МДМ стал тем самым «особенным местом» для site-specific постановок компании «Бродвей Москва». Правда определили эти шоу проще и понятнее – как мюзиклы за столиками, ведь действие романтических комедий «Первое свидание» и «День влюблённых» происходит в баре на Манхэттене. Зрители, как и полагается посетителям подобного заведения, располагаются за столиками со свечками. Напитки и закуски тоже в наличии и их можно заказать на сайте перед походом в театр.
Сцена из мюзикла «Первое свидание»
А на малой сцене МДМ «Маска» идут комедии «МАММА МИМО! или Мюзикл пошёл не так» и «Элементарно, Хадсон! Дело о собаке Б.».
Пытливый читатель увидит в названии первого отсылку к ABBA-мюзиклу Mamma Mia! — и будет прав. По сюжету, маленький театр небольшого городка берётся за постановку этого шоу. Однако команду ждёт целый ряд форс-мажоров, из-за чего спектакль приходится изменить практически до неузнаваемости. Результат усилий будет представлен зрителю театра «Маска» в финале «Маммы Мимо!» – постановщики разыгрывают ту самую карту «спектакля в спектакле». И делают это блестяще!
Получился пресмешной спектакль с крайне обаятельными персонажами, которые любого заставят поверить в то, что всё непременно будет хорошо. «Шоу в шоу», кстати, не единственный приём мюзикла «Мамма Мимо!», делающий его уникальным. Музыкальная сторона здесь сплошь представлена суперхитами. Адель, Queen, ABBA (конечно!), Maroon 5, Глория Гейнор, Мика, Шер, Элтон Джон, Тина Тёрнер – кого здесь только нет! Любимые песни звучат в пародийном ключе, но так же энергично, насыщенно и очень убедительно.
Сцена из мюзикла «МАММА МИМО! или Мюзикл пошёл не так»
Музыкальная комедия для всей семьи «Элементарно, Хадсон!» – из тех, что сами по себе являются одной большой «фишкой», ведь в ней уже на уровне пьесы всё крайне увлекательно и неожиданно встаёт с ног на голову: за дело о монстре Гримпенских болот берётся не Холмс со своим напарником Ватсоном, а блистательная миссис Хадсон, которая здесь совсем не милая старушка, но элегантная интеллектуалка с идеальным чувством стиля и исключительной логикой.
Ещё один замечательный приём в «Элементарно, Хадсон!» – целая антология дел Холмса, рассказанная в лихих песнях музыкальной банды «Союз рыжих». Эти «бандиты» точно расшевелят любого. Впрочем, и зрительным рецепторам в шоу есть чем поживиться – декорация Тауэрского моста, выполненная в стиле викторианской кабинетной мебели, просто выше всяких похвал. Нельзя не упомянуть и непредсказуемый финал, во время которого является сама… Вот тут обойдёмся без спойлеров.
Сцена из музыкальной комедии «Элементарно, Хадсон! Дело о собаке Б.»
Кстати, на все постановки «Бродвей Москва» в МДМ билеты можно купить по Пушкинской карте, тем более что 1 января молодые люди от 14 до 22 лет получат на нее новые 5000 рублей!
Ну а чтобы поход в театр был ещё приятнее, дарим вам промокод на скидку 10% – ПИКАБУ10. Промокод действует на постановки «Элементарно, Хадсон!», «МАММА МИМО! или Мюзикл пошёл не так», «Первое свидание» и «День влюблённых» на билеты от 1400 рублей при покупке билетов на нашем официальном сайте.
Первооткрыватели
Но кто же проложил дорожку для зрелищных шоу? Первым спектаклем, который ввёл обязательный вау-эффект в театральное искусство, считается бродвейский «Чёрный горбун» (The Black Crook, 1866). Главной его фишкой стали эффекты — динамичные переходы от одной сцены к другой без привычной смены декораций за опущенным занавесом. Тогда это было настоящей технологической революцией! Например, скалистый грот на глазах у зрителей превращался в сказочный тронный зал.
Афиша спектакля «Чёрный горбун»
Захватывающая история, огромная труппа (только танцовщиц было 70!), мощные декорации, приводимые в движение сложной сценической машинерией, сделали своё дело: спектакль показали на Бродвее 475 раз.
Эффектные неудачи
Разумеется, и сегодня технические фокусы приводят в театры миллионы зрителей, но сразу скажем: никакой, даже самый впечатляющий эффект не спасёт в принципе слабый спектакль – по музыке, драматургии, режиссуре.
В качестве примеров достаточно вспомнить печально известные шоу «Человек-паук: Погасить тьму» (Spider-man: Turn of the dark, 2011) и «Кинг-Конг» (King-Kong, 2013).
В «Человеке-пауке» ни 27 летающих над залом персонажей, иногда разгоняющихся до 80 (!) километров в час, ни битвы Паучка с суперзлодеями, которые так же проходили над головами зрителей, ни музыка Боно (что само по себе «фишка») не помогли инвесторам вернуть их 75 миллионов долларов. Спектакль официально признан самым дорогим, но и самым убыточным в истории: кассовые сборы театрального воплощения комиксов про Человека-паука составили только 15 миллионов.
Что касается «Кинг-Конга», то ключевым аттракционом мюзикла был, конечно, сам главный герой. Для спектакля изготовили куклу-аниматроника – самую большую из когда-либо созданных для театра. Она стоила 4,5 миллионов долларов, а в движение ее приводили 35 кукловодов, автоматика и компьютерные программы. Выглядело это феноменально, однако и оригинальное шоу в Австралии, и переработанное для Бродвея сошли со сцены всего спустя несколько месяцев проката.
Дайте нам зрелищ!
Вспоминаем главные мировые мюзиклы, которые не в последнюю очередь уповают на зрелищные спецэффекты.
Самый очевидный пример – падающая люстра в «Призраке Оперы» (The Phantom of the Opera, 1986). 450-килограммовая махина оснащена сложной системой тросов и механизмов, которые позволяют ей «падать» с точной синхронизацией с музыкой и светом – невероятно для 1986 года!
Рассказывают случай про зрителя, у которого случился сердечный приступ, когда люстра начала «падать» прямо на него: он не знал, что та в последний момент «улетает» на сцену. Бывало и такое, когда из-за технических сбоев люстра отказывалась падать вовремя, что напрочь портило кульминационный момент постановки. К счастью, в российской версии (2014), представленной в Москве продюсером Дмитрием Богачёвым, таких инцидентов не было.
Драматичная сцена эвакуации в мюзикле «Мисс Сайгон» (Miss Saigon, 1989) просто поражает воображение: только представьте бесконечную вереницу беженцев, которых принимает на борт военный вертолёт и поднимается с ними в воздух! Трёхтонная декорация движется по механизированной платформе (её, разумеется, не видно) с системой наклонов, а проекции, сценический дым и свет добавляют эпизоду правдоподобности.
Сцена из мюзикла «Мисс Сайгон»
В конце первого акта бродвейского спектакля «Злая» (Wicked, 2003), долгожданная экранизация которого в 2024-м бьёт рекорды по сборам среди киномюзиклов, главная героиня Эльфаба взлетает над сценой, исполняя сложнейшую арию «Бросая вызов гравитации» (Defying Gravity). Актриса вертикально взмывает под колосники на платформе, окружённая дымом и световыми эффектами, что создаёт иллюзию парения. За кулисами этот подъёмник называют «вишнёвым» (cherry picker), поскольку он напоминает о механизмах для сбора фруктов —в в первую очередь вишни. В одной из бразильских постановок «Злой» от подъёмника отказались в пользу тросов: здесь Эльфаба летает на метле над зрителями.
Вау-эффект без вау-затрат
Порой ошеломительное впечатление создаёт какой-то нетривиальный подход к написанию пьесы или интересный режиссёрский приём: филигранно поставленная массовая сцена или выверенный до последнего стежка стиль костюмов, необычное место постановки или идеальная синхронность в степе. А иногда вау-эффект производит сама музыка, которая может собирать ежедневные аншлаги в течение многих лет – без сотен тонн декораций и летающих персонажей.
Например, в мюзикле «Мамма Мия!» (Mamma Mia!, 1999) на основе главных суперхитов ABBA. Эти песни, что называется, «не задушишь, не убьёшь» — они всегда будут манить публику, обожающую шведскую четвёрку. Кстати, в «МАММА МИМО! или Мюзикл пошёл не так» тоже можно услышать знаменитые композиции, но обыгранные совершенно по-новому!
Сцена из мюзикла Mamma mia!
Вербатим-мюзикл? Бывает и такое! Мюзикл «Гости издалека» (Come From Away, 2013) поражает своей документальностью. Он основан на интервью с реальными людьми – жителями канадского городка Гандера, приютившими более 7000 вынужденных гостей после трагических событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, вследствие которых сотни самолётов разворачивались, чтобы сесть в аэропортах других городов, а то и стран. В постановке используются прямые цитаты из этих бесед – и иногда они практически дословно вплетены в стихи песен.
«Наташа, Пьер и великая комета 1812 года» (Natasha, Pierre & The Great Comet of 1812, 2012), мюзикл или «электропоп-опера» по пятой части второго тома «Войны и мира» – яркий представитель site-specific-шоу, причём с элементами иммерсивности. Под спектакль построили специальный павильон за пределами Бродвея, который изображал московский трактир.
В чем же фишка? Публике предлагали отведать небольшой сет из блюд русской кухни, а прямо во время одного из номеров артисты протягивали зрителям рюмку водки. При переносе постановки в «настоящий театр» на Бродвей режиссёр мюзикла Рейчел Чавкин постаралась сохранить эту разгульную атмосферу. Водкой, правда, не поили, зато угощали пирожками.
Сцена из мюзикла «Наташа, Пьер и великая комета 1812 года»
А какие из эффектных находок творческих команд спектаклей по душе вам? Масштабные двигающиеся декорации? Впечатляющие синхронностью и сложными элементами танцы? Вокал? Поражающие воображение иллюзии? Пишите в комментариях!
И всегда ждем вас в Театре МДМ на постановках театральной компании «Бродвей Москва»!
Реклама ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "МДМ ШОУ, ИНН: 9704060010, erid: 2VSb5wZw2p8